|
ОглавлениеГлава I. Светотени закона: пространство мифа («Пещера»). 1. «Платонова пещера»: свет и тень 3. Рождение Закона из мифа: судьба и «искусство» 5. Театр Закона: греческая трагедия 6. Восток на Западе: Рим и мистерии 7. Восток на Западе: Империя и религиозный синкретизм 8. Господство или «телесность» Закона 9. «Телесность» и формализм права 10. «О противоречиях у стоиков»: «неживое право» и фикция 11. «О противоречиях у стоиков»: «естественное» право и справедливость 12. «Свет» и «тьма» у гностиков: второе рождение нигилизма 13. Антиномии Закона (юридическая мистика апостола Павла) 14. Грех и закон: тайные связи Глава II. «Зеркала и отражения»: мистические аспекты закона («Зеркало»). 1. «Свет» и отражения 2. Символ и аллегория: зеркальный мир Закона 3. Материя и форма: мистика Закона 4. Природа и Закон в зеркале мистики 5. Природа и зло: зеркальное искажение 6. Грех и преступление: два кривых зеркала 7. «Предварительное наказание»: Чистилище между Адом и Раем 8. У первоистоков вечного Закона: благодать и миропорядок 9. Закон и свобода воли: единство и множественность 10. Право «естественное» и право государственное: «зеркало в зеркале» 11. Два отображения «лестницы чинов»: ангелы и монахи 12. Блуждающий Град и его отражения 13. Отражение во времени: две империи 14. Взаимопроникновение «светил»: два града 15. «Свет с Востока»: раскол Небесного града 2. Наследие римской идеи и Макиавелли 3. «Зеркало» как самоощущение закона 4. Угроза «Ничто» и приход барокко 5. За гранью закона: демоны и монстры 6. «Корабль уплывает...»: безумие и исключение как политическая реальность 7. Государственный интерес и чрезвычайное положение: диктатура как искусство управления 8. Суверенитет и аномия, насилие, право и исключение 9. Магический язык права: легализм и статуарность 11. Антиномии «естественного» закона и синдром «естественной» религии 12. Иррациональное в рациональном: приход «современного» права 13. Два разделенных мира: закон внешний и закон внутренний Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу14. Взаимопроникновение «светил»: два градаДля Августина наличие настоящего естественного порядка делало ненужной всякую политическую жизнь: изначальная справедливость вместо господства одних людей над другими предполагает непосредственное правление Бога над людьми, т. е. истинную теократию. Понятие «справедливость», как ему казалось, несовместимо с государственностью, поскольку целью последней всегда было прежде всего усиление господства. Справедливость же предполагает, что каждое лицо и каждая вещь занимают положенное ему в естественном порядке место. В этот порядок включен и Бог. В Земном граде власть тождественна господству (в «Псалмах» говорится, что над этим градом господствует «похоть господствующая, управляющая и правителями его и подчиненными ему народами»); в Небесном Граде власть означает служение, т. е. подчинение себя благу других. Поскольку Земной град семантически совпадает с государством, справедливость не может входить в определение политической организации. Уже гностики первыми попытались секуляризовать Церковь и стереть последние следы эсхатологического противления «князю мира сего». Тем самым они забегали вперед, заранее выводя формулу позднеримского и византийского цезарепапизма, возросшего позже на почве единения империи и Церкви. Арианство продолжило эту линию обмирщения, Церкви и компромисса. Все усилия апологетов и прежде всего Тертуллиана приблизить Град земной к небесам и идеалам рушились вместе с Римской империей и натиском варварского непросвещенного мира. Государство есть фактическое господство Града человеческого, правда, это лучшее его проявление, поскольку оно устанавливает хоть какие-то пределы человеческим страстям с помощью своих институтов и законов и устраивает земной мир ради обладания мирскими благами, т. е. соответствует главному направлению и целям земного града. В основе государства лежит воля, а не справедливость и разум. Поиски рационального объяснения политической жизни означают непонимание самих причин ее возникнонения. Настоящие цели человека лежат за пределами политической жизни, а земной мир — лишь средство для достижения этих целей: справедливость нельзя найти в государстве, но только в Граде Божием. Но невидимый и воображаемый характер этого Града не позволяет ему адекватно заменить собой зримую реальную политическую структуру — государство. В своем земном существовании этот Град не может обойтись без формы государства, так же как он не может существовать и вне времени. Государство же при этом является только средством, но не целью Града Божьего, и гармония между ними зависит от поведения государства. Августин оговаривается, что точнее будет признать наличие не четырех «градов», т. е. двух «градов» ангельских и столько же человеческих (по шкале чинов Дионисия Ареопагита), а, скорее, только двух «градов», т. е. обществ, из которых одно основано «среди добрых, а другое — среди злых, — не среди ангелов только, но и людей» (кн. 12., гл. 1). Его больше занимала картина структурно-духовного взаимодействия двух миров, чем схоластическая шкала градаций чинов и степеней. Злая воля происходит не от того, что она есть «природа», а от того, что сама природа создана из ничего. Не что-либо низшее создало волю злую, но сама воля, сделавшись злою, приняла превратное и беспорядочное направление к низшему (кн. 2., гл. VI). Зло содержится в порочном направлении воли, ее отпаде от божественной цели. Мистическое постижение Августина отразило в себе аскетическое отвращение от мира и обесценивание государственной идеи как таковой. Человек замкнут в Боге и в себе, все сущее, определенное и оформленное, есть проявление божества. Окружающий мир, лежащий во зле, негативен и вторичен. Борьба, которую ведут «два града», проходит через душу человека, и результат ее предопределен Богом. Человеческая свобода нейтральна в том смысле, что она может играть как положительную, так и отрицательную роль в этой борьбе. Даже естественные закономерности определены божественным законодательством. Поэтому свобода воли, порожденная природным началом в человеке, но обусловленная божественным предопределением, выступает как бунт против этого предопределения, если уклоняется от намеченной им цели. Внимание! Авторские права на книгу "Теневая сторона закона. Иррациональное в праве" (Исаев И.А.) охраняются законодательством! |