Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141524
Язык:
Объем текста: 542 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Светотени закона: пространство мифа («Пещера»). 1. «Платонова пещера»: свет и тень

2. Власть Солнца

3. Рождение Закона из мифа: судьба и «искусство»

4. Пространство «тени»

5. Театр Закона: греческая трагедия

6. Восток на Западе: Рим и мистерии

7. Восток на Западе: Империя и религиозный синкретизм

8. Господство или «телесность» Закона

9. «Телесность» и формализм права

10. «О противоречиях у стоиков»: «неживое право» и фикция

11. «О противоречиях у стоиков»: «естественное» право и справедливость

12. «Свет» и «тьма» у гностиков: второе рождение нигилизма

13. Антиномии Закона (юридическая мистика апостола Павла)

14. Грех и закон: тайные связи

Глава II. «Зеркала и отражения»: мистические аспекты закона («Зеркало»). 1. «Свет» и отражения

2. Символ и аллегория: зеркальный мир Закона

3. Материя и форма: мистика Закона

4. Природа и Закон в зеркале мистики

5. Природа и зло: зеркальное искажение

6. Грех и преступление: два кривых зеркала

7. «Предварительное наказание»: Чистилище между Адом и Раем

8. У первоистоков вечного Закона: благодать и миропорядок

9. Закон и свобода воли: единство и множественность

10. Право «естественное» и право государственное: «зеркало в зеркале»

11. Два отображения «лестницы чинов»: ангелы и монахи

12. Блуждающий Град и его отражения

13. Отражение во времени: две империи

14. Взаимопроникновение «светил»: два града

15. «Свет с Востока»: раскол Небесного града

Глава III. Закон за границей «Тени»: магический «Гомункул». 1. Римская политическая форма: возрождение или возвращение?

2. Наследие римской идеи и Макиавелли

3. «Зеркало» как самоощущение закона

4. Угроза «Ничто» и приход барокко

5. За гранью закона: демоны и монстры

6. «Корабль уплывает...»: безумие и исключение как политическая реальность

7. Государственный интерес и чрезвычайное положение: диктатура как искусство управления

8. Суверенитет и аномия, насилие, право и исключение

9. Магический язык права: легализм и статуарность

10. Барокко: статус и ритуал

11. Антиномии «естественного» закона и синдром «естественной» религии

12. Иррациональное в рациональном: приход «современного» права

13. Два разделенных мира: закон внешний и закон внутренний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



14. Грех и закон: тайные связи


Ефрем Сирин в «Толковании на Книгу Бытия» заметил, что если бы «прародители захотели и по преступлению заповеди покаялись, то хотя и не возвратили бы себе того, чем обладали до преступления заповеди, но по крайней мере избавились бы от проклятий, какие изречены земле и им». Но они не пожелали признать свою вину, малодушно ссылаясь друг на друга и на Змея. «Итак, обратите внимание на то, где постановления Закона нас предупреждают: вот откуда и какое зло вынудило нас осуждать друг друга и следовать в этом друг другу, проявлять собственную волю; вот каковы плоды ненавистной Богу гордости» (Дорофей Газский. Поучения. 1.9—10). Сам же Змей не был уничтожен, чтобы и в дальнейшем напоминать людям об опасности символизируемого им греха, он — олицетворенное искушение грехом. (Змей в истории Торы и Писания остается загадкой. Ведь сам Моисей по прямому указанию Иеговы воздвиг змею спасения и совершил чудо с жезлом, превратив его в змею в доказательство того, что бог явился. Жезл со змеями как символ власти встречался у фараонов и у Гермеса. Змей, взобравшийся на крест у офитов, и Змей, глотающий светила, очевидно демонстрировали сакральный характер и могущество этого образа.) Поэтому первым был осужден именно он, второй — женщина и только третьим — мужчина, такой порядок осуждения как бы следовал порядку и алгоритму прегрешения: наслаждение пленяет чувство, а чувство — разум.


Ни «естественный», ни человеческий законы не в состоянии были решить проблему первородного греха. Усовершенствование законов и организация власти не устраняют и не уменьшают количества зла в мире, и апостол Павел поясняет: ведь грех не от Закона, а от сопротивления Закону, виноват не Закон, а беззаконие, точнее, человек, который нарушает Закон. Плоть сопротивляется Закону и является источником зла, сам же по себе Закон — добр, это человек — зол. «Закон прав в том, что он требует, но виноват в том, что своей императивной формой вызывает дух противоречия и преступления как ответную реакцию. Св. Павел говорил: «Без закона грех мертв», но когда пришла заповедь, грех ожил. Заповедь послужила поводом к тому, что грех произвел всякое пожелание: сам Закон вызывает искушение преступить, становится поводом, мотивацией для греха. Между велением Закона и решением человека лежит таинственная подсознательная сфера аффекта и сфера спонтанной свободы. Закон лишь мотивирует, но не обусловливает причинно, и сам ап. Павел называет Закон не причиной, но только поводом для греха. «Закон иррационального противоборства (иррационального, ибо он противоположен и непонятен закону ума) — он именно указывает на глубину источника греха»: рациональный Закон наталкивается на сопротивление иррациональной плоти. (По манихейскому преданию Адам был сотворен князем тьмы, тело он получил из земной материи, а разум — из небесной. Поэтому он принадлежит двум богам и подчинен двум законам.)


Древняя католическая Церковь реципировала «нейтральное» стоическое учение о «естественном законе», которое затем было включено в средневековую теологию. Вся полемика ап. Павла оказалась направленной не столько против конкретного закона, сколько против Закона во всех его смыслах, во всем объеме этого понятия, против Закона как императивной нормы, а значит, и против «естественного закона», более того, против самой формы. В «Послании римлянам» апостол выделяет сразу несколько функций Закона — выявлять, осуждать и наказывать, — и здесь уже прослеживается скрытая негативная связь между законом и грехом: согласно Рим. 5:20, введение пунктов Закона имело целью «увеличение и умножение преступлений». «Грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без Закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер, и таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим. 7:7—11): выпад, сделанный в адрес «Закона наводит на воспоминание о «Золотом веке без законов», — ведь изобилие законов еще не дает истины и об этом будут говорить позже и Овидий, Сенека, Тацит и Цицерон.


Пороки возбуждаются запретами. Законом познается грех, но само суждение о грехе превращается им в осуждение и проклятие. Закон не может прощать, — покаяние, искупление, прощение греха — понятия, лежащие за пределами его понимания. Закон порождает отрицательные аффекты, жажду отмщения, справедливое негодование: «Закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). Но Закон не в состоянии окончательно преодолеть сопротивление плоти и греха и не может никого оправдать: «Трагедия закона заключается в том, что он достигает прямо противоположного тому, к чему он стремится, обещает оправдать и дает осуждение».




Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

179
Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

Внимание! Авторские права на книгу "Теневая сторона закона. Иррациональное в праве" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!