Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141524
Язык:
Объем текста: 542 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Светотени закона: пространство мифа («Пещера»). 1. «Платонова пещера»: свет и тень

2. Власть Солнца

3. Рождение Закона из мифа: судьба и «искусство»

4. Пространство «тени»

5. Театр Закона: греческая трагедия

6. Восток на Западе: Рим и мистерии

7. Восток на Западе: Империя и религиозный синкретизм

8. Господство или «телесность» Закона

9. «Телесность» и формализм права

10. «О противоречиях у стоиков»: «неживое право» и фикция

11. «О противоречиях у стоиков»: «естественное» право и справедливость

12. «Свет» и «тьма» у гностиков: второе рождение нигилизма

13. Антиномии Закона (юридическая мистика апостола Павла)

14. Грех и закон: тайные связи

Глава II. «Зеркала и отражения»: мистические аспекты закона («Зеркало»). 1. «Свет» и отражения

2. Символ и аллегория: зеркальный мир Закона

3. Материя и форма: мистика Закона

4. Природа и Закон в зеркале мистики

5. Природа и зло: зеркальное искажение

6. Грех и преступление: два кривых зеркала

7. «Предварительное наказание»: Чистилище между Адом и Раем

8. У первоистоков вечного Закона: благодать и миропорядок

9. Закон и свобода воли: единство и множественность

10. Право «естественное» и право государственное: «зеркало в зеркале»

11. Два отображения «лестницы чинов»: ангелы и монахи

12. Блуждающий Град и его отражения

13. Отражение во времени: две империи

14. Взаимопроникновение «светил»: два града

15. «Свет с Востока»: раскол Небесного града

Глава III. Закон за границей «Тени»: магический «Гомункул». 1. Римская политическая форма: возрождение или возвращение?

2. Наследие римской идеи и Макиавелли

3. «Зеркало» как самоощущение закона

4. Угроза «Ничто» и приход барокко

5. За гранью закона: демоны и монстры

6. «Корабль уплывает...»: безумие и исключение как политическая реальность

7. Государственный интерес и чрезвычайное положение: диктатура как искусство управления

8. Суверенитет и аномия, насилие, право и исключение

9. Магический язык права: легализм и статуарность

10. Барокко: статус и ритуал

11. Антиномии «естественного» закона и синдром «естественной» религии

12. Иррациональное в рациональном: приход «современного» права

13. Два разделенных мира: закон внешний и закон внутренний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА II. «ЗЕРКАЛА И ОТРАЖЕНИЯ»: МИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНА («ЗЕРКАЛО»)



1. «Свет» и отражения


Дионисий Ареопагит в «Небесной иерархии» описывал Бога как «свет». Каждое существо есть часть изначального, нетварного и творящего света. Всякая тварь получает и передает свет Божий в меру своих способностей и в соответствии с чином, который на нее возложен, и уровнем, на который она помещена замыслом Божиим. Сам акт творения эго — постепенный подъем, ступень за ступенью, к невидимому и неописуемому существу, стоящему в начале всего. Тварное приводит к нетварному через целый ряд подобий и соответствий. Бог, как абсолютный свет, в более или менее скрытом виде присутствует в каждом своем создании, в зависимости от того, какой отражательной способностью это создание обладает...


Весь средневековый мир — это мир зеркальных отражений света, идущего из невидимого и высочайшего источника. Многократно преломляясь, свет наконец доходит до «зеркала души», воспринимающей мир таким, каким он ей кажется, однако помнящей, что есть и другой, истинный мир. Этот другой мир дает образ и подобие миру земному. Высшие ценности и нормы существуют только в нем, а земные законы следуют им, но так и не могут полностью выразить их цели и содержание. Неизбежное искажении божественного Закона на земле — злой рок человечества. Устремленность к этому невидимому миру — и есть суть мистики. Сближение с Абсолютом позволяет познать истинный Закон и слиться с ним. Но тогда исчезнут пространство и время. В земной жизни Закон кажется только далеким светилом и его блеклые отражения лишь напоминают его образ, но другого грешному человечеству не дано увидеть. Все в мире соотносится с ним, несет на себе его отпечаток и образ. Все, что узнает средневековый человек о мире, он сводит в «зерцала», энциклопедии, в которых собраны пестрые крохи истинного знания. Все вокруг — произведения и знаки Бога. Закон мистической эпохи — это источник всех символов и «форма всех форм». Он является нормирующим и номинирующим центром. Он дает имена и предписывает правила. Он не поддается описанию, а следовательно, и критике. Это — уже не «свет», проникающий в «пещеру мира», но «свет», формирующий этот мир: высшей целью мистического является приближение к нему, слияние с ним.


Средневековое мышление, прежде чем упорядочить мир и представить его в перспективе, подобно зеркалу, увлекало человеческий взгляд в свои глубины, приглашая его последовать туда окольными путями, и эти пути преодолевались через аналогии и отражения, которые, казалось, свидетельствуют о наличии в самом центре мира видимого некоего иного мира, мира невидимого. «Имея форму, но будучи нематериальным, летучим, неуловимым и неосязаемым, отражение представляет собой и символизирует полупрозрачную, светопроницаемую богоявленную чистоту божественного образа, из коего и проистекает всякое сходство и подобие». Отражение порождало ощущение, что в зазеркалье существует иной нематериальный, но настоящий мир. Тема «пустого и населенного» зеркала заключает в себе важный в его символике аспект периодичности, связывающий его с Луной. Подобно Луне зеркало то открыто, то закрыто. Женский аспект символа содержится в пассивных отражательных свойствах зеркала, оно воспринимает образы, как Луна воспринимает и отражает свет Солнца. Зеркало воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир.


Платон предусмотрительно порицал обманчивость зеркального отражения. Подобно отбрасываемым теням, побуждающим человека мудрого выйти из платоновской «пещеры» на свет, отражение уже не будет простой оптической иллюзией, обманчивой видимостью, но будет представляться неким Законом, неким изображением в пустоте, проявлением чего-то тайного, сокровенного, прежде сокрытого, скорее явлением, чем видимостью. Лишенное реальной сущности, оно заставляет человека осознавать собственную знаковость. «Зеркало» как бы свидетельствует о присутствии в мире видимых вещей их нематериальной реальности.


Божественный законодательный (по отношению и к природе, и к человеку) «свет» в своих отражениях демонстрирует собственную приоритетность. Не будет его, не будет и ничего иного. Останется лишь одна густая «материальная» тьма, в которой не будет ни структуры, ни движения, ни Закона. Только способность к отражению и отображению позволяет существовать миру и человеку. Они начинают понимать смысл своего существования, только обратившись к высшему источнику и пытаясь подражать ему.




Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

179
Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

Внимание! Авторские права на книгу "Теневая сторона закона. Иррациональное в праве" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!