Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141524
Язык:
Объем текста: 542 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Светотени закона: пространство мифа («Пещера»). 1. «Платонова пещера»: свет и тень

2. Власть Солнца

3. Рождение Закона из мифа: судьба и «искусство»

4. Пространство «тени»

5. Театр Закона: греческая трагедия

6. Восток на Западе: Рим и мистерии

7. Восток на Западе: Империя и религиозный синкретизм

8. Господство или «телесность» Закона

9. «Телесность» и формализм права

10. «О противоречиях у стоиков»: «неживое право» и фикция

11. «О противоречиях у стоиков»: «естественное» право и справедливость

12. «Свет» и «тьма» у гностиков: второе рождение нигилизма

13. Антиномии Закона (юридическая мистика апостола Павла)

14. Грех и закон: тайные связи

Глава II. «Зеркала и отражения»: мистические аспекты закона («Зеркало»). 1. «Свет» и отражения

2. Символ и аллегория: зеркальный мир Закона

3. Материя и форма: мистика Закона

4. Природа и Закон в зеркале мистики

5. Природа и зло: зеркальное искажение

6. Грех и преступление: два кривых зеркала

7. «Предварительное наказание»: Чистилище между Адом и Раем

8. У первоистоков вечного Закона: благодать и миропорядок

9. Закон и свобода воли: единство и множественность

10. Право «естественное» и право государственное: «зеркало в зеркале»

11. Два отображения «лестницы чинов»: ангелы и монахи

12. Блуждающий Град и его отражения

13. Отражение во времени: две империи

14. Взаимопроникновение «светил»: два града

15. «Свет с Востока»: раскол Небесного града

Глава III. Закон за границей «Тени»: магический «Гомункул». 1. Римская политическая форма: возрождение или возвращение?

2. Наследие римской идеи и Макиавелли

3. «Зеркало» как самоощущение закона

4. Угроза «Ничто» и приход барокко

5. За гранью закона: демоны и монстры

6. «Корабль уплывает...»: безумие и исключение как политическая реальность

7. Государственный интерес и чрезвычайное положение: диктатура как искусство управления

8. Суверенитет и аномия, насилие, право и исключение

9. Магический язык права: легализм и статуарность

10. Барокко: статус и ритуал

11. Антиномии «естественного» закона и синдром «естественной» религии

12. Иррациональное в рациональном: приход «современного» права

13. Два разделенных мира: закон внешний и закон внутренний



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА I. СВЕТОТЕНИ ЗАКОНА: ПРОСТРАНСТВО МИФА («ПЕЩЕРА»)



1. «Платонова пещера»: свет и тень


...В пещере с длинным входом, открытым проникновению света, находятся прикованные к одному месту люди. Свет проникает к ним сзади и сверху, его источником является огонь, кем-то зажженный. Он приходит как бы с небес и из прошлого. От света люди защищены экраном, за которым проносят различные предметы и изображения. Тени от этих предметов падают на стену пещеры, обращенную к фиксированно прикованным к месту зрителям. Их неподвижность символизирует инертность человеческого сознания. Комментируя увиденное, наблюдатели дают имена видимым отражениям вещей, будучи уверенными в их адекватности самим вещам. Люди убеждены, что истинно сущее не что иное, как тени предметов. И всякий раз, когда кто-нибудь из них получал возможность освободиться от пут и обернуться к свету, его сверкание не позволяло разглядеть вещи, тени которых он видел прежде... Даже полученная свобода не позволяла счастливчику узреть истину. Реальные вещи, тени которых он видал ранее, покажутся ему менее реальными, чем те отражения этих вещей, которые он увидел в пещере. Иллюзии и фантазмы оказываются реалистичнее истинно сущего, ведь важнейшая роль в процессе познания принадлежит созерцанию и образам — познавать в соответствии с установкой греческого миросозерцания — значит видеть.


Платоновский миф о пещере многосмыслен. Во всяком случае он позволяет сделать вывод о том, что «свет» может одинаково ясно высвечивать как реально существующие и видимые вещи, так и формировать «тени», представляющиеся действительностью. «Тень» действительна, хотя не имеет ни веса, ни массы и неощутима. Она лишь видима. «Свет» диктует условия существования «тени», она противоположна ему по сути, но полностью зависит от него. Идея борьбы «света» и «тени» (тьмы) проходит через всю историю мировых религий и культов. «Свет знания», истины остается неуловимой целью религиозного и культурного поиска: в таком контексте понятие «просвещение» утрачивает свою временную актуальность, существуя в веках без особых изменений. Действие «света» приобретает нормативный характер, он дает, очерчивает формы существующих объектов, которые признают за истинные. «Тень» же со свойственной ей иронической подражательностью всегда готова исказить результат «светового» воздействия. Из этого онтологического (но внешне гносеологического) противостояния вырастают все возможные взаимодействия вещей и идей.


Аналог «пещеры» применим к античному пониманию Закона. Свет Закона распространяется в пространстве и времени, высвечивая соответствующие образы и картины. В соответствии с ним строится поведение людей. Им недоступны истинные цели Закона, по-разному могут быть истолкованы и его предписания. Однако они убеждены, что правильно понимают его, и на этом основании они либо применяют его, либо отвергают. Действительные последствия его действия им неизвестны либо непонятны. Закон и человек живут в разных планах, выход из «пещеры» невозможен, и тайна остается тайной.


Платоновский миф о природе познания в своей основе имеет понятие «тени», составляющей границу, нуждающуюся в преодолении. Творчество, питаемое «светом», возможно как процесс, отталкивание от тени. Без «тени» невозможно было бы дойти до материальной сущности вещей. Без света не было бы отражения, но без «отражения — тени» не было бы познания. Во взаимодействии «света» и «тьмы» истинное и ложное отходят на второй план, во всяком случае в их человеческой трактовке и интерпретировании. «Свет» представлял собой могущество, а «тень» — форму, и здесь активное и пассивное еще не были окончательно разделены, так же как субъект и объект.




Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

179
Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Юридическая Исаев И.А. Теневая сторона закона. Иррациональное в праве

Монография профессора И. А. Исаева посвящена одному из аспектов проблемы, давно разрабатываемой автором, — проблеме взаимодействия власти и закона. В данной работе выделены иррациональные моменты, действием которых обусловлено развитие правовых идей и властных институций, рассматриваемых в исторической ретроспективе. Миф, мистика и магия — ключевые понятия данного анализа, крайне редко используемые рационалистически ориентированными правоведами. Гностицизм, схоластика, ренессансная магия были факторами, так или иначе повлиявшими на всю европейскую и мировую историю права и правовых идей.<br /> Книга предназначена для правоведов, историков, политологов и всех интересующихся вопросами правовой культуры и проблемами власти.

Внимание! Авторские права на книгу "Теневая сторона закона. Иррациональное в праве" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!