Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



3.2. Социальная структура общества


Социальная структура общества в широком смысле — это совокупность различных элементов социума и взаимосвязей между ними. К числу таких элементов относятся социальные общности, социальные институты, социальные организации.


Как нам уже известно, человек — существо общественное и в процессе своей жизнедеятельности, своего взаимодействия с другими членами общества образует ряд разнообразных социальных общностей. Их изучение занимает важное место в современной социологии. Еще классик мировой социологии, немецкий социолог Ф. Теннис, который и ввел в науку понятие общности в 1881 г., в работе «Общность и общество (Теорема философии культуры») выделил два вида социальных объединений: общность и общество. По его мнению, членов общности связывает чувство принадлежности, традиции, солидарность, взаимозаменяемость, моральные обязательства. Общество же основано на интересе, договоре, разделении труда, специализации и правовых обязательствах.


Немалый вклад в изучение социальных общностей также внесли такие классики социологии, как М. Вебер и Э. Дюркгейм, а во второй половине и в конце ХХ в. известные западные социологи Дж. Тернер, С. Московичи и др. Вполне естественно, что разные ученые придерживались различных точек зрения на эту проблему. Не случайно поэтому столь важное для социологической науки понятие социологи определяют неодинаково. В общем виде можно выделить два подхода к его определению: широкое и узкое:


— в широком понимании социальная общность — это любые объединения людей, различные устойчивые формы общественной жизни;


— в более узком смысле социальную общность определяют как относительно устойчивую совокупность людей, которую отличают ряд одинаковых черт, сходство условий и образа жизни, разделяемые их членами ценности.


Важно выделить одну существенную особенность социальных общностей: они не являются простой суммой индивидов или социальных групп, а обязательно выступают особой системой устойчивых отношений. В свою очередь эти отношения определяются специфическими нормами и принципами.


Как и любая наука, социология в процессе своего становления предлагала различные классификации социальных общностей.


Во-первых, еще отец социологии — О. Конт предложил такой критерий, как состояние мышления людей. При этом он сформулировал закон двойной эволюции, одновременно социальной и интеллектуальной. По его мнению, все наши мысли проходят три сменяющих друг друга состояния:


1) теологическое состояние мышления, которое приводит к авторитарному режиму;


2) метафизическое состояние мышления порождает революционные кризисы;


3) позитивное мышление упорядочивает общественную жизнь.


Другой критерий классификации — восхождение от простого к сложному, который предложил в свое время Э. Дюркгейм, критикуя идеи О. Конта о психических явлениях как первооснове социальных явлений. Так, по его мнению, наиболее простой общностью является орда. Орда — это социальный агрегат, непосредственно разлагающийся на индивидов. Внутри орды не образуются особые социальные группировки, люди располагаются рядом друг с другом, равномерно распределяясь внутри социальной общности. Следующим этапом развития общности является клан, который образован объединением орд. Клан включает в себя множество семей.


Значительно позднее, следуя логике Э. Дюркгейма, П. Сорокин разделяет все социальные группы на элементарные, или простые, коллективные единства, кумулятивные социальные группы или сложные социальные агрегаты. Простое коллективное единство — это совокупность людей, объединенных одним признаком. Кумулятивная социальная группа — это совокупность людей, взаимосвязанных несколькими признаками (профессия, язык и др.). Сложный социальный агрегат представляет собой объединение людей, включающее в себя две или более кумулятивные группы. Сложным кумулятивным агрегатом выступает уже население как комбинация элементарных и кумулятивных групп. Способ взаимодействия этих групп определяет как тип общества (закрытое, открытое, промежуточное) и характер отношений в нем (антагонизм или солидарность).


В современной социологии можно выделить пять основных критериев классификации социальных общностей: размеры, степень устойчивости, степень частоты социальных контактов, содержание, национально-этнические признаки.


Применение первого критерия — размера общности — предполагает выделение их следующих видов.


Малые социальные общности, к числу которых можно отнести прежде всего семью, а также малую неформальную группу, например группу друзей или «пацанскую бригаду», экипаж самолета или танка и т. п.


Социальные общности среднего размера — работники крупного промышленного предприятия или представители воинской части (полк) или соединения (дивизия), население крупного города или региона и т. п.


Большие (или крупные) социальные общности — к ним можно отнести население какой-либо страны, представителей класса, нации и т. д.


С помощью второго критерия — частоты социальных контактов — принято выделять два вида общностей, или социальных групп.


Первичные — это небольшие, тесно сплоченные группы, все члены которых очень хорошо знают друг друга и находятся в постоянном социальном взаимодействии. К таким общностям относятся в первую очередь семья, группа друзей, некоторые криминальные группы, небольшие воинские подразделения, малые производственные коллективы и пр.


Вторичные — это группы, которые, как правило, по численности существенно больше первичных и могут включать несколько первичных групп. Подобная группа уже менее сплочена, чем первичная, ее члены менее часто и не столь тесно общаются друг с другом, как члены первичной группы. В качестве примера вторичной группы можно назвать крупное воинское подразделение, курс вуза, большое предприятие и т. п.


На основе третьего критерия — степени устойчивости — можно выделить следующие общности.


Неустойчивые общности кратковременного характера; зачастую они имеют слабое взаимодействие между индивидами, например участники демонстрации, пассажиры метро, постояльцы туристического отеля и т. д.


Среднеустойчивые общности, к которым можно отнести, например, воинское подразделение или производственный коллектив, студентов, которые учатся на одном факультете, жильцов многоквартирного дома и пр.


Высокоустойчивые общности, к которым следует причислить прежде всего крупные общности, такие как этносы, нации, классы и др.


В зависимости от содержания выделяются как минимум пять видов социальных общностей.


Социально-экономические — классы, сословия, касты и пр.


Социально-этнические, такие как этносы, нации, народности, племена.


Социально-демографические, к числу которых относятся мужчины и женщины, дети, молодежь, люди среднего возраста, старики, здоровые и больные люди, инвалиды, состоящие в браке, холостые и незамужние и т. п.


Социально-профессиональные — военные, педагоги, чиновники, бюджетники, врачи, рабочие и др.


Социально-территориальные — жители различных типов поселений (городов тех или иных размеров и сельской местности), разных регионов и стран и т. п.


В зависимости от национально-этнических признаков выделяются следующие социальные общности (точнее, социально-этнические).


Род — объединяет различное количество семей.


Клан — объединение нескольких родов, основанных уже не на кровном родстве, а на вере в общего предка (зачастую в качестве такового представлялось некое тотемное (священное) животное — медведь, волк, крокодил и пр.).


Племя — совокупность нескольких кланов.


Народность — общность людей, сформировавшаяся в ходе национально-культурного развития на базе одного или нескольких племен.


Нация — высшая ступень развития народности, специфическими признаками которой выступают общность территории, языка, культурно-психологических особенностей, экономического уклада, национально-этнического самосознания.


Кроме того, в социологии традиционно выделяют еще две важные разновидности социальных общностей: неформальные и формальные социальные группы.


Неформальные группы, как правило, складываются под влиянием интересов и взаимных симпатий (а также чувства дружбы, любви, моральных обязательств или даже чувства страха, как, например, в некоторых криминальных группах) в процессе какой-либо совместной деятельности. Яркими примерами такого вида групп могут служить разного рода дружеские компании, группы подростков, возникающие по признаку общего места жительства, объединения людей разного возраста и статуса на основе каких-либо совместных увлечений, некоторые криминальные группы, выросшие, например, из товарищеских ячеек.


Формальные группы создаются официально для выполнения каких-либо формальных задач. Взаимодействия и взаимоотношения внутри формальной группы регулируются с помощью официальных правил, предписаний и санкций. К числу формальных групп относятся, в частности, студенческие группы, производственные бригады, воинские подразделения, криминальные объединения с четкой внутренней структурой и иерархией.


Надо сказать, что внутри формальных социальных групп могут возникать неформальные группы. Например, в рабочем коллективе всегда существуют неформальные группы людей, связанных общими симпатиями и интересами, а в воинских подразделениях зачастую формируются неформальные объединения наподобие национальных или региональных землячеств. В социологии принято также выделять первичные и вторичные группы.


Наряду с «нормальными», «обычными» социальными группами выделяют и так называемые квазигруппы (псевдогруппы). Это малоустойчивые, как правило, неформальные социальные общности, объединенные одним или несколькими обстоятельствами или типами взаимодействия. Наиболее ярким примером социальной квазигруппы является толпа: футбольных фанатов, пассажиров, стремящихся успеть на отходящий поезд, посетителей художественной выставки, слушателей рок-концерта, пациентов какой-либо больницы и т. п.


Наконец нельзя не упомянуть еще одну важную разновидность социальных общностей — референтные группы. Характерно, что такие группы могут быть не только реальными, но и воображаемыми. Их ценности и нормы поведения, образ мыслей для определенных людей играют роль эталона. Так, для части подростков и молодежи роль таких групп играют звезды шоу-бизнеса, известные спортсмены и т. п. Надо сказать, что социология традиционно уделяла значительное внимание анализу таких групп. В частности, большое внимание им уделяет в своей работе известный американский социолог Р. К. Мертон.


Остановимся подробнее еще на одном, не упомянутом нами выше способе классификации социальных общностей, исключительно широко используемом в современной социологии — стратификационном. Его использование было продолжено, вслед за развившим его П. Сорокиным, целой плеядой западных авторов: М. Вебером, Р. Дарендорфом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Э. Райтом, П. Бурдье и др. В самом деле, любая постоянная социальная общность всегда обладает определенной внутренней иерархией, разделяясь внутри на определенные социальные слои — страты. Последнюю принято определять как множество людей, которые занимают близкое положение в социальной иерархии и ведут сходный образ жизни. Важно учитывать, что принадлежность человека к определенной социальной страте определяется не только объективными признаками, но и субъективными, в первую очередь его собственной идентификацией с этой стратой. Подобный подход получил в настоящее время весьма широкое распространение не только в зарубежной, но и в отечественной социологии. Не случайно в западной социологии распространена метафора, в соответствии с которой человеческое общество представляет собой своеобразную многослойную луковицу. Как известно, этот овощ состоит из множества концентрических слоев, как узких, так и более широких. Некоторые социологи также сравнивают общество со слоеным пирогом, в котором присутствует целый ряд социальных слоев (страт), различающихся по тем или иным критериям: уровню благосостояния, социальному статусу и т. д. Подобное деление общества на иерархически расположенные страты называется социальной стратификацией.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!