|
Оглавление1.2. Этапы развития социологии 1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология 2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии 2.2. Синергетика в изучении социальных процессов 2.3. Постнеклассический универсумный подход 3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем? 3.2. Социальная структура общества 3.3. Новейшие теории классовой структуры общества 4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность? 4.2. Личность в постнеклассической социологии 4.3. Как человек становится личностью 5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система 5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии 5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры 6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение 6.2. Глубинные слои массового сознания 6.3. Архетипы в массовом бессознательном 7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе 7.2. Изменения социальных институтов власти 7.3. Социальные утопии и социальные изменения 8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы 8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума 9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование? 9.2. Методы сбора данных в социологии 9.3. Социологическое консультирование Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу6.3. Архетипы в массовом бессознательномМассовое сознание и бессознательное любой социальной общности включает не только общественное мнение по различным политическим и экономическим вопросам, как может показаться после чтения отечественной социологической периодики, но и информационные матрицы, особо устойчивые прообразы, которые в духовном мире индивида существуют, как правило, неосознанно. Проявляются они в так называемых измененных состояниях сознания: во время сна, в медитации, в экстатических состояниях, достигаемых с помощью танцев, наркотиков и т. п. Определяют их по-разному. Знаменитый швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг писал об архетипах — общечеловеческих первообразах. Независимо от него православный русский ученый П. А. Флоренский использовал понятие схемы человеческого духа, а культуролог Э. Я. Голосовкер — смыслообразы культуры. Архетипы играют важную роль в обретении человеком смысла жизни, усвоении им социально-нравственных ценностей. «Но каким образом мы придаем смысл? Откуда мы его в конечном счете берем? — писал К. Г. Юнг. — Формами придания смысла нам служит исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими в первую очередь от первоначальных образов». Действительно, категория архетипа является одной из важнейших категорий постнеклассических подходов, распространенной как в синергетике, так и в диатропике. Введенная когда-то К. Г. Юнгом для анализа коллективного бессознательного, в последние годы она обрела новое звучание: под архетипами в современной науке понимают наиболее общие, фундаментальные общечеловеческие мотивы, изначальные схемы миропредставлений, которые могут считаться общечеловеческими. Синергетика позволяет понять, почему те или иные мифологические образы и сюжеты проходят историческую и культурную селекцию и становятся общечеловеческими, т. е. архетипическими. При этом с точки зрения синергетики, архетипы выступают смысловыми метками и кодами единого общечеловеческого мифологического алгоритма мироупорядочивания. «Мироорганизация по законам архетипического является важнейшим аспектом социальной самоорганизации. Человек и человеческое сообщество в своей эволюции стремится организовать свое социальное пространство, социальные отношения, социальную идеологию и социальные идеалы по этим законам». Важную роль в социальной психике играют архетипы, которые К. Г. Юнг определяет как Анима и Анимус — женское начало в мужчине и мужское в женщине. Этот смыслообраз наполняется конкретным содержанием с первых лет жизни ребенка в процессе его общения с родителями. Как правило, у мальчиков он сливается с образом матери, у девочек — с образом отца. Сформировавшееся представление об идеальном представителе другого пола накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека, во многом определяя его выбор полового и брачного партнера, успешность или неуспешность семейной жизни. Анима — не что иное, как источник иррациональных побуждений у мужчин. В свою очередь, Анимус порождает рационализм, устойчивые принципы у женщин. Поскольку архетипы — это лишь матрицы, которые могут быть наполнены любым содержанием, они амбивалентны, лежат за пределами моральных категорий добра и зла. Анима может предстать в виде ведьмы или русалки, а Анимус — оказаться колдуном или Синей Бородой. Есть и другие архетипы, пожалуй, важнейший из которых архетип старого мудреца, или архетип смысла. Биполярность архетипов ярко проявляется в архетипах человеческого «Я». С одной стороны, это «самость» — привлекательный образ собственного «Я», объединяющий его положительные черты. Он выполняет инструментальные функции, выражая стремление человека к единству, обеспечивая равновесие между сознанием и бессознательным. Экспрессивную роль играет «тень» — неприемлемые для человека, обычно вытесненные из сознания его негативные черты. Это наше второе «Я», наш духовный двойник, но с отрицательным знаком. Взаимоотношение «самости» и «тени» — один из излюбленных сюжетов мировой литературы. Яркий пример подобного раздвоения личности описан в известной повести Стивенсона «Доктор Джекил и мистер Хайд». В истории культуры «тень» очень часто конкретизируется в образе отрицательной сверхъестественной инстанции, в частности сатаны, дьявола. Именно в этом смысле, по мнению К. Г. Юнга, говорят об искушении человека дьяволом, «нечистым». На подобной дуальности (двойственности) сознания, кстати, и основана широко используемая в различных религиозных системах (а в наше время в психотерапии) визуализация негативных побуждений человека в образе дьявола, демона и т. п. с тем, чтобы, отбросив, повергнув его, очистить, облагородить свою душу. Как известно, в душе своей мы ведем диалог зачастую не только с искусителем, но и с неким высшим духовным существом, посредством которого выражается архетип смысла. Согласно К. Г. Юнгу, наиболее часто он представляется нам в виде «мудрого старца» или «божественного дитя». Важно отметить, что архетип имеет внешние проявления, но непосредственно не может быть воспринят. Архетипы воспринимаются в массовом сознании (как, впрочем, и в индивидуальном) косвенным образом, через посредство разнообразных образом и символов. Причем архетипы массового бессознательного играют роль особых резервуаров для накопления и разрядки психической энергии. Как писал К. Г. Юнг, «когда такие символы появляются у большого числа индивидов, они начинают собирать индивидов вместе как под действием магнита; и вот сформировалась толпа, и вскоре в ней найдется лидер среди тех, у кого наименьшая сопротивляемость, наименьшее чувство ответственности, и... наибольшая воля к власти. Лидер позволит сбросить с себя то, что готово упасть, и толпа последует вслед за ним с непреодолимой силой снежной лавины». Опираясь на современный синергетический подход, мы можем сказать, что массовое бессознательное — это открытая нелинейная система, которая подчиняется синергетическим законам. Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством! |