Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



5. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА


5.1. Общество как социокультурная система


Культура — это тот важнейший, цементирующий элемент, который объединяет любое человеческое общество, тот «плодородный слой», без которого не может существовать ни один социум. Категория «культура» даже в социологии имеет множество определений, не говоря уже о смежных с ней науках: философии, культурологии, антропологии. Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. В самом широком смысле под культурой понимается все, что произведено самим человеком, а не природой. Перечисление всего того, что может быть отнесено к элементам культуры, может занять не одну страницу убористого текста. Отметим лишь, что культура включает в себя знания, язык, верования, идеалы, социальные ценности, нормы, ритуалы и многие другие элементы. Причем не только «идеальные» элементы, но и любые материальные объекты, созданные человеком. Соответственно традиционно выделяют два вида культуры:


— духовную, которая объединяет язык, различные верования, нормы и ценности и т. п.


— материальную, включающую все, что создано руками человека: различные сооружения, произведения искусства, любые предметы прикладного, утилитарного назначения и т. д.


Приведем для удобства понимания этого сложнейшего феномена два характерных для современной социологии определения культуры. По сути, они обозначают один и тот же феномен, оперируя при этом разными терминами. Так, в одном из учебных пособий по социологии, культура определена предельно просто: как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. На наш взгляд, более современно и точно эта категория определяется академиком АН РФ В. С. Степиным, который под культурой понимает систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения человеческой жизни во всех ее основных проявлениях.


Характерно, что в социологии принято говорить не о культуре вообще, а о социальной культуре, хотя, строго говоря, это лишь один из элементов общей социокультурной системы. Опираясь на традиции, заложенные еще в прошлом веке классиком социологии Т. Парсонсом, многими социологами социальная культура рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, которые регулируют поведение людей в обществе, их взаимодействие между собой. К числу заслуг этого ученого следует отнести разработку такого понятия, как генерализирующая ценность — система господствующих в обществе идейных представлений. Нельзя не вспомнить и фундаментальную работу знаменитого российско-американского социолога П. Сорокина «Социальная и культурная динамика», в которой он использует понятие социокультурная система (или «суперсистема»), включая в нее искусство, науку, религию, право и т. п. На основе эмпирико-статистических исследований П. Сорокин выделил в истории человечества три суперсистемы, которые периодически сменяют друг друга:


— идеациональную;


— идеалистическую;


— чувственную.


Эти социокультурные суперсистемы отличаются друг от друга специфическим пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. Однако главной характеристикой каждого типа культуры являются доминирующие в нем ценности. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность».


Опишем особенности каждой из названных социокультурных суперсистем.


Идеациональная отличается всесторонней, т. е. существующей в искусстве, науке, философии, праве и даже быту ориентацией на трансцендентные (сверхчувственные, потусторонние) ценности.


Чувственная культура несет в себе доминирование материальных и материалистических ценностей.


Идеалистическая культура синтезирует ценности как идеациональной, так и чувственной культур.


Согласно взглядам П. Сорокина каждый из типов культуры имеет собственные законы развития и свои «пределы роста».


Говоря о социологическом изучении культуры, нельзя обойти внимание такого известнейшего предшественника П. Сорокина, как знаменитый русский ученый Н. Я. Данилевский (1822—1885). Им была разработана теория культурно-исторических типов. Под этими типами он понимал различные виды человеческих цивилизаций как особую интеграцию основных черт социального организма, непосредственно выражающего конкретный национальный характер. Как полагал Н. Я. Данилевский, положительную роль в истории человечества сыграли 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, романо-германский, или европейский. По мнению ученого, немало народов, известных нам по истории, так и не сумели завершить свой жизненный цикл и не сложились в культурный тип, в частности перуанская, мексиканская культуры. Другие народы играют роль либо «бичей Божиих» — разрушителей отживших культур (гунны, монголы), либо представляют собой «этнографический материал» для развития других цивилизаций.


Русский ученый выделял в культуре четыре элемента: религия, культура (в узком смысле слова), политика, общественно-экономическая деятельность. В процессе мировой истории на смену подготовительным типам культуры, к которым ученый относил египетский, китайский, индийский и иранский типы, приходят односторонние типы: еврейский, основанный на религиозной деятельности, греческий — на художественно-культурной, римский — на политической, а также двусторонние типы, в частности европейский, который имеет политическую и научно-культурную направленность. Наиболее совершенным культурно-историческим типом Н. Я. Данилевский считал развивающийся тогда славянский тип, который синтезировал все четыре основных элемента культуры.


Как видим, в трудах многих классиков социологии культура представляет собой не просто сложный, многокомпонентный феномен, а взаимосвязанную «живую» социокультурную систему.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!