|
Оглавление1.2. Этапы развития социологии 1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология 2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии 2.2. Синергетика в изучении социальных процессов 2.3. Постнеклассический универсумный подход 3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем? 3.2. Социальная структура общества 3.3. Новейшие теории классовой структуры общества 4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность? 4.2. Личность в постнеклассической социологии 4.3. Как человек становится личностью 5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система 5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии 5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры 6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение 6.2. Глубинные слои массового сознания 6.3. Архетипы в массовом бессознательном 7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе 7.2. Изменения социальных институтов власти 7.3. Социальные утопии и социальные изменения 8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы 8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума 9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование? 9.2. Методы сбора данных в социологии 9.3. Социологическое консультирование Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу8. ЦИКЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ8.1. Социогенные циклыЦиклы, в соответствии с которыми развивается социальная система, весьма сложны и многообразны. Многоцветие и изменчивость палитры общественных отношений порождает пестрое разнообразие циклических ритмов. Так, в обществе могут быть выделены не только собственно социальные циклы, но и циклы политические, циклы в развитии государства, циклы в динамике права. В свою очередь, социальные циклы включают циклы: — половозрастных групп; — поколений людей; — социальных групп, наций и национальностей; — этносов и этнических групп, народов; — религиозных групп. Политические циклы содержат следующие циклы: — классов; — политических партий; — общественных движений; — избирательных союзов; — международных движений. Циклы в развитии государства включают циклы: — форм государственного устройства; — демократии; — прав граждан; — законодательной и исполнительной власти; — межгосударственных союзов и организаций. Циклы в динамике права объединяют циклы: — национальных норм права; — региональных норм права; — судебных институтов; — международных норм права. Ведущую роль в эволюции социума играют моциальные системы информационного уровня, в широком смысле — различные формы культуры, изменения которых в контексте всего общества получил наименование «социодинамика культуры». Рассмотрим подробнее происходящие при этом процессы. Периодическая смена двух основных тенденций в общественной жизни — сохранения и укрепления существующей системы и поиска путей ее развития и новых форм организации на информационном уровне — выражается в попеременном доминировании одного из двух типов сознания: левополушарного или правополушарного. Дело в том, что в мозгу человека имеется своеобразная «специализация»: если для левого полушария характерны переработка информации, выбор средств деятельности и формулировка конкретных задач в рамках существующей модели, то «задачей» правого полушария является поиск информации, разработка новых целей и моделей деятельности. Причем работа левого полушария опирается на рациональное, логическое мышление, а правого — на чувства и интуицию. Ученые называют это функциональной асимметрией головного мозга. К числу отличительных особенностей левополушарного сознания относится рационалистичность, опора на науку, прагматизм, оптимизм, стремление к самоорганизации в рамках существующей социальной системы. Правополушарное же сознание отличается иррационалистичностью и склонностью к суевериям, поискам альтернативных ценностных ориентиров, а также пессимизмом. Как известно, людей с преобладающим развитием левого полушария в народе образно называют «физиками», правого — «лириками», а пресловутый спор между «физиками» и «лириками» в конце 60 — начале 70-х годов прошлого века в известной мере отражал борьбу двух тенденций в общественной жизни — завершение фазы развития и начало фазы функционирования. Это проявляется на различных уровнях и формах массового сознания: в идеологии, искусстве, нравственности, общественных настроениях, даже тенденциях развития моды.Так, фаза развития в сфере идеологии характеризуется активной разработкой новых концепций и взглядов, свободным их выражением, плюрализмом мнений, демократическими тенденциями. Искусству в этот период свойствены разного рода формалистические течения и поиски, конструктивность и подчинение «законам Разума»; красота воспринимается как высокая целесообразность. Настроение народных масс проникнуто оптимизмом и энтузиазмом, носит ярко выраженный мажорный характер. Напротив, на фазе функционирования в идеологии нередко берут верх стремление к единообразию, восхваление существующих взглядов и острая критика несогласных, набирают силу авторитарно-бюрократические, реакционные тенденции. Для искусства в основном характерны пессимизм, устремленность в прошлое и академизм как ее выражение, уход от действительности, романтизм, отношение к красоте как результату свободного и мучительного творчества. В народе распространяются апатия и пессимизм, религиозно-мистические настроения. Соответствующему ритму подчиняются и социально-нравственные ценности. Если на фазе развития широко распространены вера в высокие идеалы, стремление к достижению общественно значимых целей, сильны социально-творческие и созидательно-альтруистические побуждения, то на фазе функционирования набирают силу гедонистические устремления, погоня за престижем, преследование узкоэгоистических целей. Трудность, а подчас и невозможность самореализоваться в существующей социальной обстановке стимулируют активный поиск альтернативных ценностных систем, нередко носящих идеалистический мистический характер. Таким образом, вся история духовного развития человечества представляет собой пульсирующую смену рационалистических и иррационалистических мировоззренческих установок. Будем называть эти циклы биполярными. Они различаются по своему субъекту-носителю: чем более продолжителен цикл, тем выше уровень социального субъекта. Рассмотрим подробнее социогенные биполярные циклы. Каждому из них соответствует определенный уровень общественного сознания. При этом носителем: 48-летнего цикла (24 + 24) является поколение — массовое сознание; 144-летнего (72 + 72) — социально-политические институты — социально-политическое сознание; 432-летнего (216 + 216) — социально-экономические институты — экономическое сознание; 1296-летнего (648 + 648) — этнос — национально-этническое сознание; Очевидно, есть и другие социогенные макроциклы более высокого порядка (рис. 8.1 и 8.2).
Рис. 8.1. Структура 432-летнего и 1296-летнего циклов: знаком «+» обозначена фаза развития, знаком «-» — фаза функционирования
Рис. 8.2. Структура 48-летнего и 144-летнего циклов: знаком «+» обозначена фаза развития, знаком «-» — фаза функционирования Для демонстрации процесса изменения типов общественного сознания на уровне поколения имеется интересный эмпирический материал. Так, С. Ю. Маслов проанализировал ритм изменений в двух взаимосвязанных между собой сферах общественного сознания: социально-психологической, куда включил и политические отношения, и общественные настроения, и пр., и сфере искусства на примере архитектуры. При этом использовались данные, относящиеся как к истории России, так и к истории стран Западной Европы. В частности, автором была разработана система показателей, позволяющая судить о том, какой тип сознания доминировал в сфере искусства в тот или иной период времени. В соответствии с теоретической моделью левополушарное сознание выражалось через классические стили в архитектуре, а правополушарное — через барочные в широком смысле слова. Например, к рационалистическому типу оказались отнесенными ампир (застройка Москвы после пожара 1812 г.), конструктивизм (творчество архитекторов Весниных, М. Я. Гинзбург и И. И. Леонидова, стиль 50—60-x годов ХХ в.: кинотеатр «Россия» в Москве, Дворец пионеров на Ленинских горах). К иррациональному типу были отнесены барокко, рококо, романтизм, модерн, сталинская ретроспективная эклектика (высотные здания в Москве, многие павильоны ВДНХ и т. п.). Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством! |