Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



6. МАССЫ: СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ


6.1. Массовое сознание и общественное мнение


Человек — элементарный социальный субъект, наиболее устойчивая из возможных частиц социума. В традиционной социологии человек изучается как член многообразных социальных общностей, выделяемых по социальным, социально-демографическим, профессионально-квалификационным, территориально-поселенческим и национально-этническим признакам, т. е. как элемент массы. Среди дифференцирующих признаков можно назвать такие, как власть и богатство, пол и возраст, образование и профессия, образ жизни и уровень культуры, национальность и вероисповедание.


Однако и этим далеко не исчерпывается исключительное разнообразие социальных общностей. Например, по своему количественному составу это и семья, состоящая из двух человек, и производственная бригада, включающая полтора десятка работников, и жители небольшого поселка или огромного города, и подданные какого-либо государства, и сотни миллионов приверженцев мировых религий. Неодинаково и время существования социальных общностей. Семья может просуществовать несколько дней, государства живут столетиями, жизнь вероучения может исчисляться тысячами лет. Как видим, совершенно необязательно, чтобы индивиды, составляющие ту или иную общность, были лично знакомы. Более того, их существование может быть разделено тысячами километров, десятками и сотнями лет. Что же объединяет их?


Прежде всего особые устойчивые информационные системы, которые в истории социологии рассматривались с разных позиций и определялись как социальные интересы (К. Маркс), картины мира (М. Вебер), коллективные представления (Э. Дюркгейм) и др. В широком смысле это не что иное, как массовое сознание, обладающее сложной структурой (которая включает и бессознательное, и сверхсознание). Отсюда вытекает то огромное внимание, которое в современной социологии, практически независимо от теоретических пристрастий исследователя, уделяется изучению массового сознания.


Массовому сознанию посвящено множество публикаций как социологического, так и социально-философского характера. По сути, анализ массового сознания является одной из классических тем для современной социологической науки.


Не вдаваясь в специфику различных подходов к его определению, отметим, что массовым сознанием называют один из видов общественного сознания, который присущ большим неструктурированным множествам людей (массам). В свою очередь, существуют различные точки зрения относительно понятия «массы». Так, известный американский социолог Дж. Белл выделил следующие подходы к его определению:


— масса как «недифференцированное множество», противостоящее классу или какой-либо иной однородной группе людей. Чаще всего здесь речь идет об аудитории СМИ. Подобный подход характерен прежде всего для Г. Блумера;


— масса как «синоним невежества» рассматривалась Х. Ортегой-и-Гассетом, который видел в культуре свободное выражение жизненных желаний, а в массе — приверженность вульгарному стандарту;


— масса как «механизированное общество». Подобное общество — символ превращения человека в «аппарат», дегуманизированный элемент технологии. В основе данного подхода лежат взгляды К. Г. Юнга и других немецких философов и социологов;


— масса как «бюрократизированное общество». В основе этой позиции лежит анализ расчлененной организации современного производства, которое порождает «функциональную рациональность» с ее управленческой иерархией, сложившейся практикой принятия решений наверху. Она широко изложена в работах классиков западной социологии: Г. Зиммеля, М. Вебера, К. Мангейма, Р. Липса, Д. Рисмана;


— масса как «толпа». Речь идет в основном о психологическом толковании термина, берущем свое начало в концепции «психологии массы» Г. Лебона и получившем продолжение в трудах З. Фрейда;


— масса как «трудящиеся, трудовой народ» характерна для марксизма, в частности для многих работ В. И. Ленина. Последний подход к перечню, приведенному в работе американского социолога, справедливо добавлен профессором С. В. Тумановым.


Необходимо выделить наиболее существенные особенности всякой массы.


1. Статистический характер, который выражается в ее совпадении со множеством дискретных единиц, не представляя собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов.


2. Стохастическую (вероятностную) природу данной общности, которая выражается в том, что вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер. Оно происходит по формуле «может быть, а может и не быть». В результате такая общность всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом.


3. Ситуативный характер существования данной общности, находящий выражение в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной деятельности. Массовая общность, объединенная только какой-либо совместной деятельностью, оказывается неустойчивым образованием, которое меняется от случая к случаю, от одной конкретной ситуации — к другой.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!