Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2.3. Постнеклассический универсумный подход


Универсумный подход в социологии базируется на диатропической модели познания. Диатропическая познавательная модель концентрирует внимание на общих свойствах разнообразий, независимо от природы элементов, образующих данные множества. Основным понятием для диатропики, указывает Ю. В. Чайковский, является ряд, подобно тому, как для опытных и наблюдательных наук — это факт. И так же как факт не имеет смысла вне объясняющей схемы, так и ряд немыслим для диатропики без сопоставления с другим рядом, при этом ряды для сопоставления могут быть взяты из далеких областей знания. Сопоставление этих рядов — элементарная операция диатропики, причем ряд — не обязательно целостная система, а нередко простая упорядоченность изучаемого множества. На основании подобного сопоставления можно выделить архетип — обобщенный образ изучаемого объекта, будь то, например, строение птицы, дерева, общества или социального института. Кстати, известное понятие «общественно-экономическая формация», введенное в научный оборот классиками марксизма, выступает одним из таких архетипов.


Модная в последнее время синергетика отражает скорее особенности диатропической познавательной модели, нежели системной.


Диатропическая познавательная модель позволяет по-новому подойти к решению самых разнообразных практических проблем. Например, экономика до сих пор носила механический (прямое воздействие на природу), статистический (план, рынок) и системный (оптимизация) характер. Теперь же встает диатропическая задача согласовать разнообразие форм хозяйствования, людей с их индивидуальной трудовой мотивацией и природными условиями. В социально-политической сфере задачи развития России в свое время решались, как известно, чисто механическим способом: уничтожением так называемых эксплуататорских классов и, выражаясь языком В. И. Ленина, «вредных насекомых» — интеллигентов, священнослужителей. Уже в наше время как левые, так и правые часто демонстрируют этот подход. Между тем необходимость прогрессивной эволюции нашего общества требует диатропического согласования интересов различных социальных групп: от чиновников до предпринимателей.


В настоящее время происходит активное взаимопроникновение и взаимообогащение социологических теорий, что характерно и для зарубежной, и для отечественной науки. Однако процессы, как правило, не выходят за рамки четырех познавательных моделей: схоластической, механистической, статистической и системной. Между тем остро ощущается потребность в разработке новых социологических парадигм, учитывающих также и особенности пятой познавательной модели — диатропической.


Опираясь на достижения современной мировой науки, на традиции русской социально-философской мысли, прежде всего антропокосмизма, можно выдвинуть принципиально новую социологическую парадигму — универсумную. Как понимал Г. Лейбниц, универсум есть «множество всех возможных миров», из которых только один реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т. е. непротиворечивым образом представляющие возможные факты или связи вещей.


Иными словами, универсум — это мировое целое. Выделение структуры, логики и символов универсума проходит красной нитью через основные памятники человеческой культуры: от древних мифов до Нового Завета. Центральное звено социологической универсумной парадигмы — признание общества (социальной реальности) как составной части высокоорганизованной Вселенной. Каждый из элементов этой системы при измерении своего состояния обязательно отражает и изменяет состояние других ее элементов и систем. Трехмерность нашего социума, сочетающаяся с однонаправленным движением времени, лишь один из множества возможных вариантов n-мерного пространства и своеобразия временных свойств.


На основе универсумной парадигмы 20 лет назад нами была выдвинута социологическая теория. Она рассматривает социум как одну из закономерных ступеней в эволюции материального мира, подчиняющегося общим закономерностям. Социум взаимосвязан прямыми и обратными информационно-энергетическими связями с другими природными системами — от географических до природно-космических, в том числе «иноматериальными», т. е обладающими иным числом пространственно-временных координат, нежели в «нашем» мире.


Признавая возможность употребления категории «общество», в дальнейшем мы будем отдавать предпочтение понятию «социум», ибо хотим подчеркнуть специфику нашего подхода к пониманию социальной реальности. Дело в том, что термин «общество» традиционно четко отделяет социальную материю от всего материального универсума, показывая ее уникальность и самостоятельность. На самом деле человеческое общество очень тесно взаимосвязано со всей Вселенной, с другими уровнями и планами бытия.


В традиционной социологии общество рассматривается как строго иерархическая система, обладающая неким управляющим центром. Причем ее элементы соединены жесткими функциональными и причинно-следственными связями.


Мы не отрицаем существования управленческих иерархий в социуме. Но важно подчеркнуть, что он развивается отнюдь не на основе решений каких бы то ни было руководящих инстанций: президента, правящей партии или даже мировой закулисы. Хотя их влияние, разумеется, тоже имеет место. Внешне социальные процессы воспринимаются людьми в виде игры множества случайностей. Но через них и реализуются общесистемные закономерности, т. е. закономерности, присущие любой материальной системе, а не только людскому сообществу.


Социальная реальность, социум представляет собой самоорганизующуюся систему. В любом хаотическом наборе элементов социума может возникнуть флуктуация (в данном случае случайное отклонение от равномерного распределения каких-то параметров общества, например плотности населения в стране). Она способна стать зародышем новой социальной системы, нового социального субъекта. Строение нового «социального организма» определяется архетипной (первичной, служащей прообразом) матрицей. Подобный социальный «зародыш» появляется за счет комплиментарности (т. е. взаимного притяжения), симпатии между людьми сходных взглядов, сочетающихся психологических черт, одинаковой духовной энергетики.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!