Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



6.2. Глубинные слои массового сознания


Как известно, попытки заглянуть в глубины массового сознания предпринимались учеными уже давно. В западной социологии первой половины — середины ХХ в. проблемы иррациональных аспектов поведения людей активнейшим образом изучались не только психологами, но и социологами. Широкую известность получила знаменитая франкфуртсткая школа, у истоков которой стояли Т. Адорно и М. Хоркхаймер. Среди их научных разработок наряду с развитием идей молодого К. Маркса в контексте нашей темы следует обратить внимание на анализ новых форм и источников авторитаризма в культуре, идеологии, развитии личности. Значительный вклад в развитие социологической науки внесли такие представители этой школы, как Э. Фромм, Г. Маркузе, которые соединили психоаналитические подходы с неомарксистскими. Особо следует отметить работы такого классика западной философии, психологии, социологии, как К. Г. Юнг, пионерские работы которого в области гуманистической психологии придали мощный импульс анализу массового бессознательного. Довольно часто отечественными социологами упоминается также имя другого основоположника гуманистической психологии — А. Маслоу, как правило, в связи с разработанной им «пирамидой потребностей». Во второй половине — конце прошлого века на Западе значительное распространение получили социологические теории, основанные на трансперсональном подходе, выраженном в работах С. Грофа и других ученых. К ним можно отнести уже рассмотренную нами психоисторию.


В связи с этим нельзя не упомянуть и так называемый эффект Махариши. Известный социолог, специалист по системному подходу в социологии, А. А. Давыдов, опираясь на многочисленные эмпирические исследования, делает вывод, согласно которому если в городе или регионе количество одновременно практикующих трансцендентную медитацию (ТМ) составляет более 1 % населения региона или количество одновременно практикующих ТМ-сидхи (углубленная техника трансцендентной медитации) составляет корень квадратный из 1 % населения региона, то в городе или регионе примерно на 10 % снижается уровень преступности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, несчастных случаев, интенсивность военных конфликтов и т. п. Данную закономерность называют эффектом Махариши.


Для объяснения эффекта Махариши применяют гипотезу существования коллективного сознания, которую ввели в XIX в. в западную психологию и социологию Г. Фехнер, У. Джеймс, К. Юнг, Э. Дюркгейм. Согласно данной гипотезе коллективное сознание — это некоторая целостная система сознания социальной группы, не сводимая к сумме индивидуальных сознаний членов группы. (Иными словами, это то, что в современной социологии принято называть массовое сознание.) Коллективное сознание существует для каждого уровня социальной организации (семья, социальная общность, город, нация, мир в целом). Между индивидуальным и коллективным сознанием существует прямая и обратная связь. Причем поведение индивидов в обществе во многом зависит от когерентности (согласованности) коллективного сознания. Так, снижение уровня согласованности приводит к социальной напряженности, преступности, военным конфликтам, другим негативным социальным явлениям. Практика же трансцендентной медитации повышает уровень согласованности коллективного сознания, что и влияет на качество жизни в регионе. Логично предположить, что аналогичное воздействие на социальную реальность может оказывать и массовая христианская молитва, однако подобные эмпирические исследования нам неизвестны.


Коллективное сознание, на наш взгляд, можно представить в качестве одной из форм социального поля. Гипотеза о существовании социального поля, которое представляет собой риманово пространство неоднородного типа, доказана А. А. Давыдовым. По его мнению, неравномерность изогнутости социального поля обусловливает его неоднородность и рассогласованность, нелинейную динамику социальных процессов и нелинейные зависимости между элементами, частями и подсистемами в социальной системе «человечество» в целом, а также между социальными и природными системами.


В отличие от отечественной классической и неоклассической социологии с ее марксистским происхождением, для которой термины «фрейдизм» и «неофрейдизм» были ругательными, постнеклассическая социология в России непосредственно обращается к анализу массового бессознательного.


Как уже отмечалось, на основе принципа минимального универсума в социуме выделяется три уровня: информационный (массовая психология, общественное сознание и т. п.), функционально-организационный (социальные институты и организации) и вещественно-энергетический (социальные общности). Ведущие причины любых социальных событий, в том числе распада СССР, лежат на информационном уровне социума, т. е. в сфере массового сознания. А оно неоднородно, включая еще и бессознательное. В современной отечественной социологии существует уже определенная традиция его изучения.


Весьма перспективным является исследование квантового уровня социальной реальности (что, по сути, соответствует социальному, или массовому, бессознательному), осуществляемое на основе системного подхода в социологии, предложенного А. А. Давыдовым, в частности им описаны эффективные методы анализа этого феномена, используемые западными и отечественными учеными.


Осмысление роли коллективного бессознательного в социальной эволюции и постановка проблем его учета в социальном управлении занимает важное место в социогенетике, развиваемой С. И. Григорьевым и А. И. Субетто. Близко к нашему пониманию социального бессознательного понятие трансцендентального аспекта социального сознания, введенное в научный оборот новосибирским социологом Л. П. Куксой, которая опирается при этом на неклассические трансперсональные подходы. Однако и неклассические теории дают достаточно эффективные методологические инструменты для анализа массового бессознательного. Основываясь на неклассическом символическом подходе, представленном в частности в социологии символическим интеракционизмом Дж. Мида и этнометодологией Г. Гарфинкеля, петербургский социолог З. В. Сикевич анализирует социальные формы коллективного бессознательного.


Д. Д. Невирко при изучении социализации личности с позиций постнеклассической универсумной теории выделяет семь слоев социального самоотождествления, непосредственно связанных со структурой индивидуального сознания: социально-профессиональный; семейно-клановый; национально-территориальный; религиозно-идеологический; эволюционно-видовой; половой; духовный.


На наш взгляд, аналогичные слои социального самоотождествления могут существовать не только в индивидуальном, но и в массовом сознании. Таким образом, в массовом сознании можно выделить семь своеобразных ценностных слоев.


1-й слой — когнитивный — включает когнитивные элементы ценностных ориентаций, существующих в массовом сознании.


2-й слой — аффективный — содержит эмоциональные (аффективные) компоненты ценностных ориентаций.


Эти два слоя находятся на поверхности массового сознания, вполне осознаются респондентами и обычно выявляются при социологических исследованиях, в том числе общественного мнения, которые проводятся, в частности, методами анкетирования и формализованного интервью. Как правило, это социальные стереотипы, слабо связанные с реальным поведением людей, о которых социологи зачастую говорят, что они «усвоены респондентами на вербальном уровне».


Первые два слоя — это массовое сознание в его «идеальном», осознаваемом образе. Именно здесь происходит совмещение его индивидуальных и массовых компонентов. Следующие слои выступают как массовое бессознательное.


Так, 3, 4 и 5-й слои не осознаются отдельными индивидами и могут быть выявлены в массовом сознании с помощью специальных методик, например факторного или корреляционного анализа.


3-й слой характеризует ценностные ориентации относительно социальных институтов власти, которые транслируют социальные нормы и ценности, относительно тех социальных субъектов, с которыми люди связаны отношениями подчинения.


4-й слой содержит ценностные ориентации, исторически выражающие отношение к своей семье, роду и соответственно к различным элементам социальной структуры общества, в которые включен данный индивид как представитель соответствующих социальных общностей.


5-й слой включает ориентации относительно ключевых моментов бытия, таких как смысл жизни, отношение к смерти и т. п.


В 6-м слое представлены разного рода архетипы коллективного бессознательного, которые могут быть изучены соответствующими методами: глубинные интервью, прожективные методики, групповые медитации, контент-анализ текстов.


7-й слой массового сознания включает эмоциональные ценности, проявляющиеся в существовании ориентаций на ценностные переживания. Последние непосредственно выражают различные социальные потребности человека.


Ниже мы остановимся на таких глубинных проявлениях массового бессознательного как ценностные переживания и архетипы.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!