Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



7.3. Социальные утопии и социальные изменения


Если мы скажем, что сегодня живем в утопическом или, точнее, в антиутопическом государстве, то мало кто сразу согласится с этим утверждением. Многим на память сразу придут прочитанная когда-то «Утопия» Томаса Мора или голливудские антиутопии о будущем, фильмы-фэнтэзи типа «Звездных войн» или о драматических похождениях героев Толкиена. Однако разберемся подробнее.


Как будет показано в данном разделе, тайные общества являются основным социальным институтом, реализующим изменения в социуме. При этом большинство доктрин тайных обществ содержали (и содержат) комплекс утопических представлений, на реализацию которых зачастую и была направлена деятельность этих организаций. Как известно, утопией (от греч. ou — отрицательная частица и topos — место, т. е. место, которого нет) называют описание идеального общественного строя, а также сочинений, в которых излагаются планы подобных социальных преобразований. Произошло это понятие от названия одноименной книги Т. Мора (написанной в 1516 г.).


В социологической науке существуют различные классификации утопий. Так, в исторической перспективе утопии могли быть:


— несбыточными в существующих общественных условиях, но вполне реализуемыми при изменении последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в XVII в.);


— постоянно возникающими (сопряжено с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже (XVIII—XIX вв.);


— неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия).


В античности утопии тесно переплетались с легендами о «золотом веке», о «блаженных городах и территориях». В эпоху Возрождения и Великих географических открытий утопии приобрели форму описания совершенных государств, либо якобы существующих, либо из существовавших когда-либо на Земле. Это ясно видно на примере «Города Солнца» Т. Кампанеллы, «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона и других произведений. В XVII—XVIII вв. утопии получили распространение, так же как различные проекты социально-политических реформ. В дальнейшем утопические произведения все больше превращаются в жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.


По своим социальным задачам утопии тоже весьма разнообразны:


— рабовладельческие (Платон «Государство», Ксенофонт «Воспитание Кира» и др.);


— феодально-теократические (мистическая философия истории Иоахима Флорского, XIII в.; В. Андреа «Христианополис», 1619 г.; и др.);


— буржуазные (Дж. Гаррингтон «Республика Океания», 1656 г. и др.);


— социалистические (Ш. Фурье «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации», 1822 г.; и «Новый хозяйственный социетарный мир», 1829 г.; А. де Сен-Симон «Катехизис промышленников», 1823—1824 гг.; и др.);


— анархические (У. Годвин «Исследование политической справедливости», 1793 г.; Штирнер «Единственный и его собственность», 1845 г.; и др.).


Есть немало утопических произведений, в которых предлагаются пути решения отдельных важных проблем, например поиски «вечного мира», воспитания подрастающего поколения и т. п. Многие утопические теории были реализованы в социальной практике. Так, широко известно, что согласно характеристике В. И. Ленина одним из «трех источников, трех составных частей марксизма» (наряду с немецкой классической философией и английской политэкономией) является французский утопический социализм Ш. Фурье, А. де Сен-Симона и Ч. Оуэна. В реальности же концептуально-идеологические корни марксизма лежат значительно глубже, например в социально-политических утопиях Дж. Свифта, социальных доктринах иллюминатов и пр.


Однако для нас интересен прежде всего факт реализованности той или иной утопии как важного элемента доктрины определенного тайного общества, ее претворения в реальную общественную жизнь. Процесс реализации социально-утопической модели в социальной практике можно назвать ее институализацией. Социальным утопиям посвящено немало исследований, прежде всего социально-философского характера. Однако все они рассматривают социальные утопии вне связи с деятельностью тайных обществ, элементами доктрин которых они являются. Процессы институализации социально-утопических моделей, сформированных в рамках доктрин тайных обществ, практически не были изучены, ни в отечественной ни в зарубежной социологии, поэтому мы считаем необходимым восполнить этот пробел. Обратимся к анализу тайных обществ (организаций).


Не будет преувеличением сказать, что любые виды социальных изменений так или иначе связаны с деятельностью различных тайных обществ. Даже природные катаклизмы, от которых страдают сегодня многие регионы планеты, гибнут десятки тысяч людей, во многом порождены той моделью развития человеческой цивилизации, которая была разработана и реализована на протяжении последних нескольких столетий интеллектуальными центрами определенных тайных обществ.


В контексте анализа роли тайных обществ в социальной истории, исключительно важное значение имеет вопрос о причинах социальных изменений. Дело в том, что многие теории выступали своеобразными научно-идеологическими ширмами, которые не проясняли, а только скрывали истинное положение дел, т. е. активную деятельность тайных организаций, направленную на осуществление социальных изменений. В свое время огромную популярность получили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса (по многим данным, не только активных сторонников, но и членов некоторых тайных обществ) о борьбе классов как двигателе исторического процесса, причем в основе классовой борьбы лежит извечное противоречие между развивающимися производительными силами общества и сковывающими их развитие производственными отношениями.


Несколько позднее большую роль в формировании современных концепций социальных изменений сыграл подход классика социологии П. А. Сорокина, который связывал их с процессами, происходящими в социокультурных системах. В частности, ученый выделял два основных типа культур: «умозрительная» и «чувственная», между которыми присутствует третья, промежуточная — «идеалистическая» культура, которая содержит ценности как «умозрительной», так и «чувственной» культуры. Именно борьба этих культур, по мнению ученого, и приводит к циклическим социальным изменениям. П. А. Сорокин разработал теорию флуктуации, в соответствии с которой социальные изменения происходят до «точки насыщения», затем они продолжаются по инерции (или по принуждению), а потом вновь начинается обратное движение. Однако возврата в исходное состояние не происходит, а возникает новое качество. В результате одно общество сменяет другое, за прогрессом следует регресс, за экономическим ростом — спад, мир приходит на смену войне и т. д. Однако и этот ученый обошел стороной проблему влияния тайных обществ на изменения в обществе, хотя сам был прямым участником событий, порожденных их деятельностью, и даже членом, по крайней мере, одного из них. Как известно, в юности он занимался революционной деятельностью и в 1906 г. был арестован и заключен в тюрьму в Кинешме. После Февральской революции активно занимался политикой, участвовал в работе Госдумы Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. В 1918 г. арестован уже большевиками, а в 1922 г. эмигрировал за границу.


Ближе к разгадке этой тайны подошел американский социолог Т. Р. Гарр, который в 70-х годах прошлого века разработал оригинальную конфликтологическую модель социальных изменений, связанных с политическим насилием. Эта модель была апробирована на протяжении 30 лет. Так, по его мнению, чтобы проанализировать протест и бунт, необходимо изучить три общих причины.


Первая — это анализ недовольства людей вместе с изучением тех условий которые порождают это недовольство.


Второй причиной являются оправдания или убеждения людей по поводу того, оправдан ли тот риск, которому они себя подвергают, предпринимая политические акции, и по поводу вероятности того, что же именно они приобретают от этого.


Третья причина — это баланс между способностью недовольных людей к действию и способностью правительства подавить или канализировать их гнев.


И все же ни в одной из получивших широкое признание теорий не было речи о роли тайных обществ в социальных изменениях. Довольно слабо был раскрыт и вопрос о связи деятельности тайных обществ с направлением социальных изменений (исключение составляет, пожалуй, широко известный цикл работ В. И. Ленина о роли партии большевиков в социалистической революции). Более того, до сих пор в социологической литературе господствует заблуждение относительно причин социальных революций. В частности, основным фактором, их порождающим, отечественные социологи до сих пор ошибочно продолжают называть «недовольство народных масс». Например, характерным является следующее суждение: «...революционные движения происходят по инициативе "снизу". Основная причина таких изменений — нежелание народных масс жить в сложившихся условиях. Их цель — замена правящей элиты и быстрые радикальные изменения во всех сферах общества». Реальные же причины революций, как мы покажем ниже, значительно сложнее. Скажем сразу: в основе любой революции лежала активная деятельность некоего тайного общества или даже целой их сети.


Многие из существующих и сегодня в мире организаций, ориентированных на социальные, политические и экономические преобразования, носят тайный характер, ибо они не могут открыто пропагандировать свои идеи, направленные на свержение существующего в государстве строя. Соответственно одним из важнейших общественных механизмов социальных изменений выступает государственных переворот. Одновременно это одно из важнейших проявлений деятельности тайных обществ. Можно согласиться с таким определением подобного события: «Государственный переворот — это насильственное, совершенное в нарушение конституции (или основных принципов режима), свержение существующего государственного строя либо насильственный захват государственной власти».


Вместе с тем переворот может носить и мирный характер («бархатная революция», «революция гвоздик», «революция роз»). По широте охвата участников государственные перевороты могут включать как активное участие широких народных масс, так и действия узкой группы заговорщиков. В первом случае событие может получить наименование революции, во втором — дворцового переворота. Как известно, неудавшийся государственный переворот обычно именуют путчем.


Удавшиеся государственные перевороты, как правило, хорошо известны широкой публике. Только в послевоенной истории нашей страны в качестве примеров можно вспомнить, например, отстранение Н. С. Хрущева от власти и приход на высшие государственные посты Л. И. Брежнева или путч ГКЧП в августе 1991 г., лишивший власти М. С. Горбачева, но приведший к развалу Советского Союза.


Менее известны попытки неудавшихся государственных переворотов. Так, летом 1997 г. известный герой чеченской войны генерал Рохлин создал «Движение в поддержку армии, военной промышленности и военной науки» (ДПА). В то лето он посетил 50 регионов страны, а в 63 создал региональные отделения ДПА. Целый год Рохлин вел переговоры с бастующими шахтерами, ветеранами войны, профсоюзами и другими слоями протестного электората. В ДПА вовлекалось все больше и больше народа. Так, в числе одного из видных союзников Рохлина называют президента Белоруссии А. Лукашенко. Рохлин встречался в лесу с А. Лукашенко, который обещал в нужный момент ввести в Россию Витебскую десантную дивизию. Кроме нее осуществлять новый порядок должны были еще две российские дивизии и один полк. Лев Рохлин был настоящим патриотом и искренне переживал за армию, народ. Таинственная смерть Рохлина показала, что как бы ни была слаба власть, у нее всегда хватает возможностей, чтобы расправиться с теми, кто добивается ее «внештатными» методами. Напомним, что в убийстве генерала была обвинена его жена Тамара Рохлина, прошедшая через несколько судебных процессов и проведшая несколько лет в местах лишения свободы.


Подробно разработаны и успешно применяются на практике наиболее общие стратегические принципы государственных переворотов:


— нанесение удара по важным центрам государственного организма;


— задействование всех своих сил;


— точечное применение силы;


— скорость проведения мероприятия;


— полная нейтрализация сил, способных выступить против заговора.


Успешная организация и проведение государственного переворота включает следующие составляющие:


— политические и деловые круги (внутри страны или за ее пределами), заинтересованные в смене власти и способные финансировать операцию;


— люди, способные разработать план переворота и провести его в жизнь;


— организация (тайная или легальная), объединяющая таких людей в единое целое.


В качестве таких организаций могут выступать как тайные общества, так и спецслужбы какого-либо государства, в том числе того самого, где и готовится данный переворот. В настоящее время многие тайные организации экстремистского толка, как правило, или непосредственно порождены, или имеют тесные связи со спецслужбами. Более того, есть мнение, что все экстремистские организации — это инструменты в руках спецслужб или крупных корпораций. Так, широко известен факт, что чеченский «террорист номер 1» Шамиль Басаев еще в 1990-е годы вместе со своим подразделением обучался специалистами ГРУ для участия в боевых действиях на стороне Абхазии против Грузии.


Примеров такого «плодотворного» сотрудничества известно множество: от тесного взаимодействия эсеровских террористов с царской охранкой, а партии большевиков — с соответствующими структурами германского Генерального штаба (финансовые средства которого, как известно, сыграли немаловажную роль в Октябрьском перевороте 1917 г. и последующих трагических событиях российской истории), до знаменитой «Аль-Кайды», которая была в свое время создана американскими спецслужбами для борьбы с советскими войсками в Афганистане, или охранного предприятия «Атолл», организованного Б. Березовским в 1990-е годы для сбора компромата на представителей российской политической и бизнес-элиты.


Тайные общества — не что иное, как один из видов социальной организации. Мы опираемся на понимание организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и создание формализованных структур на основе специализации или разделения труда. При этом организация — сложный организм, построенный на четкой координации усилий всех элементов ее структуры, которую осуществляет координирующий орган. Функционирование организации опирается на систему особых организационных отношений, четкое выполнение ролевых предписаний каждым членом организации.


Одновременно не будет преувеличением сказать, что тайные общества представляют особый социальный институт. Социальными институтами в социологии принято называть устойчивые, закрепленные в социальных нормах и ценностях, исторически сложившиеся формы человеческой жизнедеятельности.


Как известно, изучение социальных институтов является одной из классических тем мировой социологии на протяжении более ста лет.


Важные отличительные признаки социальных институтов:


— культурные символы (флаг, герб, распятие, обручальное кольцо, торговая марка, гимны, марши);


— кодексы поведения (клятва, присяга, нормы поведения);


— идеология (миссия в социуме).


Надо сказать, что все перечисленные атрибуты в полной мере присущи любым тайным обществам. В самом деле, каждое из них имеет свою миссию, например тайное общество РСДРП — ВКП(б) — КПСС в качестве своей миссии на одном из этапов выдвигало мировую революцию, гимн — знаменитую «Варшавянку», красный цвет в качестве символа революции ролей, задаваемых ценностями, нормами и образцами поведения.


Как видим, анализируя причины социальных изменений, социология в качестве основных причин изучала экономические, социальные, политические, идеологические факторы, среди которых не было места деятельности тайных обществ. Соответственно объяснение происходящих в обществе изменений зачастую страдало неполнотой и искусственностью.


Социальные изменения с позиций современного постнеклассического подхода в отличие от классического рассматриваются не как линейный процесс, прерываемый непонятно откуда и как возникшими революциями, а как циклический, спиралевидный, подчиняющийся общематериальным закономерностям. Причем роль важного «социального механизма» этих изменений играют тайные общества.


В соответствии с современной научной картиной мира первый виток спирали, по которой развивается некая материальная система, отличается от последующих некоторой упрощенностью и содержит меньшее количество объединяющих элементов. В узловой зоне второго витка зарождается новый процесс развития, каждый элемент которого представляет собой устойчивую систему более простых элементов предыдущего ряда. Критическим для процесса развития является третий виток, после которого устойчивость системы резко падает. Надо сказать, что подобные закономерности подтверждены наукой для элементарных частиц, античастиц, атомных ядер, химических элементов, многообразных молекулярных соединений, биологических видов, планетных и звездных систем.


Подобные закономерности справедливы и для социальных систем, изменения которых представляют собой сложную «мелодию», в которой циклы социальных систем более низкого уровня вплетаются в циклы систем высших уровней.


Нет сомнения, что различные тайные общества и организации активнейшим образом использовали и используют знания о циклической природе социальных изменений, для того чтобы оказывать те или иные воздействия на социальную, политическую, экономическую сферу общества с целью направить происходящие события в нужное им русло. Если прежде этим занимались главным образом астрологи (впрочем, и сейчас большинство общественных деятелей обращаются к услугам астрологов, магов, экстрасенсов), то теперь существуют специальные компьютерные программы для вычисления наиболее уязвимых моментов, точек бифуркации, когда даже относительно слабый толчок способен коренным образом изменить развитие всего государства.


Например, для России оказался крайне важным год Змеи (в соответствии с восточным 12-летним «звериным» циклом). Именно в эти годы в стране происходят важнейшие социально-политические события. Трудно сомневаться в том, что за каждым из них стоят действия определенных тайных обществ. Важно, что некоторые внешне ярко заметные события могут осуществиться несколько раньше или, напротив, позже, чем наступает сама точка бифуркации. Так, в 1881 г. произошло убийство террористами-народовольцами российского императора Александра II, причем в тот самый день, когда ему на стол был положен первый проект российской Конституции. Наследовавший ему престол Александр III резко изменил вектор государственной политики, замораживая незавершенные реформы своего предшественника.


Спустя 12 лет, в 1893 г. в России активизируются различные тайные общества террористического направления, возникают новые политические организации, выступающие их официальным прикрытием. Так, в сентябре 1893 г. была создана социал-революционная партия народного права, объединившая многих бывших сторонников «Народной воли». Молодой В. И. Ленин приезжает в Петербург, где становится руководителем марксистов столицы Российской империи. Его усилия привели к созданию в 1895 г. знаменитого «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».


В 1905 г. в России вспыхивает первая русская революция, унесшая немало жертв и буквально потрясшая основы государственного устройства России. Как известно, ее активнейшим образом готовили различные социально-политические организации, в том числе глубоко законспирированные как с самой стране, так и за ее пределами.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!