Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология


Современная наука меняет свою парадигму, в ее основе лежит существующая научная картина мира — особая форма теоретического знания, система научных представлений о нем, которые разделяются учеными разных специальностей, живущими в одну и ту же историческую эпоху. В этом же значении применяют понятие «образ мира», или «модель мира».


Постепенно уходит в прошлое научная картина мира, которая базировалась на представлении о свойствах атомов, созданных когда-то древнегреческим ученым Демокритом, на геометрии его соплеменника Евклида, на принципах механики, разработанных еще И. Ньютоном. Подобная научная картина породила такой образ мира, который состоит из твердых вещественных частиц — это трехмерный мир линейного однородного пространства. Время в ней также однородно, абсолютно и не зависит от пространства. Объект исследования не зависим от исследователя, а для описания этого объекта используется Аристотелева плосколинейная логика. Для предшествовавшей, уходящей в прошлое научной картины мира была свойственна разобщенность научных дисциплин, что не позволяло сформировать целостное представление о мире.


Нынешний кризис научной картины мира связан с тем, что две великие научные картины мира, которые возникли в XIX столетии — дарвинистский эволюционизм и диалектический материализм, — уже мало что объясняют. Они все более превращаются в научные мифы, конкурирующие с другими мифами и идеологиями. Не избежал подобной участи и их предшественник — Лапласов принцип жесткого детерминизма. Современные тенденции мировой науки не обошли и нашу страну. С развитием кибернетики и синергетики (последняя более общая, нежели кибернетика, теория самоорганизации материи) внимание ученых все более привлекают процессы самоорганизации в различных системах — физических, живых, экономических, хотя процессы, происходящие в социальных системах, практически еще не стали предметом нового подхода.


Ситуация, сложившаяся сегодня не только в точных и естественных, но и в гуманитарных науках, во многом напоминает положение, которое было в конце XIX — начале XX в. Комплекс новейших данных свидетельствует о том, что наука столкнулась с неизвестными ранее материальными явлениями особой информационной природы. Для ее описания важное значение имеет принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором. Этот принцип предполагает использование таких взаимосвязанных, но в то же время взаимоисключающих понятий, как волна и корпускула, дискретное и непрерывное, силовое и информационное взаимодействие. В этом проявляется развитие представлений о единстве вещей, не совместимых с позиций формальной логики (например, прерывного и непрерывного, вещества и поля), что служит основным препятствием на пути познания мира.


Современная научная картина мира опирается на синергетический подход. Это дает нам основание дополнить философский принцип всеобщей связи явлений положением о ее информационно-коммуникативной стороне. Данные синергетики логически приводят к необходимости нового миропонимания, имеющего много общего с трактовкой единства мира в философии Востока. Отсюда вытекает новое понимание места человека в мире и новая стратегия науки в познании действительности. Возникают прямые ассоциации с даосизмом и его мировоззренческой ориентацией на органическую целостность мира. Можно даже сказать, что древние китайцы «мыслили синергетически». В соответствии с их парадигмой каждое существо, каждый цветок и камень — элементы космической гармонии. Эти представления непосредственно согласуются с выводами синергетики о всеобщей и естественной связи резонаторных механизмов систем. Иными словами, данные современной науки согласуются с тысячелетним опытом восточной мысли.


При всем многообразии школ и направлений в буддизме и традиционных китайских учениях (даосизме, конфуцианстве) они имеют некие общие черты. Эти особенности обусловлены традиционной моделью мира, которую можно охарактеризовать как недуальную (т.е . недвойственную). Акцент здесь делается не на единстве, а на недуальности, недвойственности всего сущего.


В буддистской психокосмической системе центральной была идея единства макро- и микрокосмоса (подобно, кстати, взглядам древнегреческих философов). «Все противоположности — плод нашего неведения», — утверждает третий патриарх школы чань (китайский вариант дзен-буддизма). Все различия относительны. В великой «Книге перемен» — «Ицзин» — выражается идея единства прерывного и непрерывного, изменчивого и постоянного, что приводит к недуальному принципу мышления. Согласно древневосточным представлениям мир совершенен, ему изначально присуща гармония, он не нуждается в переделке. Напротив, необходимо самоустраниться, уподобиться природе, дабы не мешать осуществлению гармонии.


Отсюда следует ориентация не на активное и творческое начало, как на Западе, а на принцип недеяния. Суть его не в полном отрицании деятельности, а лишь деятельности неистинной, нарушающей гармонию природы. Недеяние позволяет выявить изначальную природу человека, достичь просветления, состояния нирваны (высшего блаженства, отрешения от всего земного, слияния с божеством). Важно подчеркнуть, что все вещи проявленного мира соединяются между собой не линейным типом связи, а непосредственным откликом одного на другое по принципу резонанса, взаимного притяжения, прилива-отлива. В этой системе мышления свое понимание закона причинности: с одной стороны, отражение во всех вещах высшей причины (все обладает природой Будды, все имеет свое неповторимое дао), с другой — все в мире взаимосвязано, взаимопроникаемо. Образно говоря, день — не причина ночи, а ночь не является причиной дня, хотя они без конца следуют друг за другом. Это причина высшего или внутреннего порядка, а не внешнего. Схождение вещей в одной точке и есть причина каждой из них.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!