Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



7.2. Изменения социальных институтов власти


Как известно, власть представляет собой одну из форм социального взаимодействия, в котором один человек подчиняется другому человеку (то же самое можно сказать и о различных группах людей). Власть выражается в существовании специальных социальных институтов, например, институтов государственного управления, армии, полиции и др. Концентрированным выражением системы социальных институтов власти является государство, которое в социологии принято определять как важнейший политический институт. Ведущая функция этого института — поддержание политического порядка в границах определенной территории и социальное управление с применением легитимных форм принуждения. В структуру любого государства входят такие элементы, как законодательная, исполнительная и судебная власть.


Нередко принято говорить и о четвертой власти — средствах массовой информации.


Рассмотрим процесс воспроизводства социальных институтов власти подробнее, но это явная, манифестная сторона данного социального процесса. Обратной, скрытой стороной социальных изменений в государстве выступает активная деятельность института тайных обществ.


Применим уже описанный принцип аналогии. В соответствии с ним различные системы в своем развитии проходят аналогичные стадии. Подобные стадии существуют и в появлении на свет нового человека, и в рождении нового политического режима, нового социально-экономического строя. При этом в индивидуальном и в массовом сознании на глубоких, часто неосознаваемых уровнях существуют функциональные матрицы. Под воздействием определенных факторов они актуализируются и вызывают определенные мотивы в сознании человека или социума и соответствующее им социальное поведение. В индивидуальном плане к числу таких факторов относится родовая травма, в социальном — несоблюдение ритуалов, гармонизирующих социум с Универсумом, и ритуалов, легитимизирующих (т. е. делающих законной) новую власть.


С. Гроф с помощью специальных опытов показал наличие в бессознательных областях человеческой психики комплексов переживаний, которые прямо соответствуют клиническим стадиям биологического рождения человека. Они получили названия базовых перинатальных (т. е. связанных с процессом рождения) матриц (БМП).


Биологическая основа БМП-1 — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В период безмятежной жизни в матке условия для ребенка могут быть почти идеальными. Подобное состояние сопровождается переживаниями безграничности существования, например океанического сознания, пребывания в межзвездном пространстве, созерцания прекрасных картин природы. Из архетипических образов коллективного бессознательного выделяются видения Царства Небесного или Рая в представлении разных мировых культур. Опыт первой матрицы включает в себя также элементы космического единства или мистического союза.


Нарушения внутриматочной жизни в этот период ассоциируются с образами и переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, зараженной или враждебной природы, подстерегающих демонов.


БМП-2 относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии когда равновесие нарушается вначале химическими сигналами, затем мышечными сокращениями. Символически начало родов переживается как космическое поглощение, состоящее в непреодолимом ощущении тревоги и нарастающей опасности, как спуск в опасное подземелье, лабиринт. Человек чувствует, что его пожирает страшное чудовище, например дракон.


Символическим выражением первой клинической стадии родов является опыт ада. Человек теряет ощущение линейного времени и не видит конца этой пытки. Он эмпирически идентифицирует себя с заключенными в тюрьме, грешниками в аду или архетипическими фигурами, символизирующими вечное проклятие, такими как Вечный жид — Агасфер, Летучий голландец, Сизиф, Тантал или Прометей. Находясь под влиянием этой матрицы, индивид избирательно слеп по отношению ко всему положительному в своей жизни. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения метафизического одиночества, беспомощность, безнадежность, неполноценность, экзистенциальное отчаяние и вина.


На третьей стадии родов сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии ее шейка уже раскрыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.


Наиболее важными в этот период являются переживания титанической борьбы, садомазохистские переживания, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, соприкосновение с экскрементами и столкновения с огнем. Все это происходит в контексте неуклонной борьбы смерти — возрождения, которые и составляют суть переживаний, объединенных БМП-3.


Непосредственное рождение ребенка связано с БМП-4. Мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное освобождение и релаксация. Символическое выражение этой стадии родов — опыт смерти — возрождения, в котором представлена окончательная победа последнего. За ощущением полного уничтожения, самораспада, «падения на дно космоса» немедленно следует видение ослепительного белого или золотого цвета сверхъестественной яркости и красоты. Человек испытывает глубокое чувство духовного освобождения, спасения и искупления грехов. В процессе этих переживаний происходит самоотождествление с различными божествами и архетипическими героями.


Но как образно и очень точно высказался знаменитый русский философ В. С. Соловьев, «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество». Универсумный анализ свидетельствует: стадии, аналогичные процессу появления на свет человека, существуют и в возникновении нового социума. Важно ввести следующее дополнение: С. Гроф рассматривает только процесс созревания плода в утробе матери, не затрагивая стадии его зарождения. Иными словами, он оставляет за рамками своего анализа стадию, предшествующую воплощению «души» человека в формирующийся человеческий зародыш. Поэтому при изучении развития социума мы выделяем пять стадий в соответствии с принципом минимального универсума.


На каждой из стадий формируется та или иная социально-утопическая модель, которая потом сохраняется в массовом сознании на протяжении всего периода существования социума. Важно подчеркнуть, что эти модели существуют в виде социальных представлений разной степени осознанности, но в основном в массовом бессознательном. Таким образом, социально-утопические модели также соответствуют пяти стадиям развития социума. Иными словами, каждая из них отражает свою социально-утопическую модель в форме особых представлений в массовом сознании / бессознательном.


С позиций постнеклассической социологии имеется прямая аналогия между пятью стадиями эволюции социума, пятью базовыми перинатальными матрицами (БМП — 0—5), пятью стадиями развития социально-политических институтов и пятью основными социально-утопическими моделями.


Рассмотрим процесс социальной институализации социальной утопии по мере прохождения пяти стадий формирования социально-политических институтов власти и их связь с базовыми перинатальными матрицами. Как мы уже говорили, обратной, скрытой стороной социальных изменений в государстве выступает активная деятельность института тайных обществ.


На первой стадии формируются нравственно-психологические и политические предпосылки развития нового социума. Они развиваются на информационном уровне социума, не затрагивая пока интересов и жизненного опыта конкретных общественных групп.


Для большинства населения на этой стадии стоит вопрос удовлетворения элементарных потребностей непосредственного биологического выживания — физиологических. В массовом сознании / бессознательном доминируют элементы БМП-1. При этом манифестируются конспирологические концепции, в основе которых лежит активное насилие над личностью, полное попрание всех прав человека, «большевистский заговор», «нацистский заговор» и т. п. Виновными во всех социальных бедах объявляются представители какой-либо общественной группы или национальности (например, дворяне, буржуазия, евреи, инородцы, интеллигенция и т. п.). Моделью общественного устройства является жесткая вертикаль власти во главе с некоей харизматической личностью, наделенной почти безграничными правами, как в родоплеменной социальной утопии.


На второй стадии новый социум существует уже в качестве духовной идеи, противоречащей официальной идеологии. Отдельные элементы будущего нового жизнеустройства достаточно органично вплетены в структуру существующего общества, которое само способствует зарождению и развитию своего преемника.


На этой стадии у значительной части страны актуализируются потребности безопасности и защиты — экзистенциальные. В массовом сознании / бессознательном значимость приобретают составляющие матрицы БМП-2.


На третьей стадии идеи осознаются социальными группами в виде собственных социально-экономических интересов и мотивируют их выступления против существующего режима. Представители власти при этом не остаются в долгу, отвечая репрессиями, ожесточенность которых, как правило, коррелирует с интенсивностью общественных выступлений.


Здесь более важными становятся потребности привязанности и любви — социальные. При этом актуализируется матрица БМП-3.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!