Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1.2. Этапы развития социологии


Еще недавно среди социологов было распространено мнение, что социология в своем развитии прошла три основные стадии-эпохи, на протяжении которых менялось представление самих ученых о том, что такое социология. В результате сложились три своеобразные социологические культуры, или стилистики профессионального мышления социологов: классика, модерн и постмодерн. Однако за два последних десятилетия ситуация в социологической науке серьезно изменилась, появились и развиваются новые подходы. Мы считаем необходимым дополнить эту схему, в результате чего она приобретает следующий вид:


1) протоклассика;


2) классика;


3) неклассика и неоклассика;


4) модерн;


5) постмодерн;


6) постнеклассические подходы.


Рассмотрим характерные особенности каждого из названных типов социологического теоретизирования.


1. Протоклассический этап. Еще с древних времен человека интересовали вопросы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Поиск ответов на эти вопросы заставил ученых и мыслителей древности более целенаправленно обращать внимание на социальную реальность, в которой они находятся. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе и попытались поставить учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Например, яркие представители данного периода — Платон, Аристотель — положили начало изучению определенных общественных институтов и других социальных проблем современного им мира.


В период эпохи Возрождения усилия ученых были направлены на изучение различных сторон общества. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень — наиболее яркие представители данного периода, которые изучали проблемы человеческих отношений в обществе. Формировалась общинная модель общества, регулируемая волей Бога и традициями, с весьма незначительной ролью человека.


Социальные философы XVII в. рассматривали общество как часть природы и исходили из естественно-научных представлений своего времени о природе. Возникает идея о том, что общество — это система и что общественные явления могут быть формализованы и выделены их закономерности.


В эпоху Просвещения изменился взгляд на общество и на место в нем человека. Начинается попытка анализа структуры общества.


Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер, рассматривая человека как свободного субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий, пытались определить истоки развития неравенства, формирования неоднородности общества.


2. Классический этап. Однако в данный период все исследования об обществе носили отрывочный характер, и только к середине XIX в. попытки поставить изучение общества на научную основу увенчались успехом. Это произошло после опубликования О. Контом (1798—1857) работы «Курс позитивной философии», где он выдвинул задачу изучения общества на научной основе и впервые использовал термин «социология». Основными частями учения О. Конта были социальная статистика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений). Он предполагал, что при получении знаний об обществе, законах его функционирования и развития необходимо изучение отдельных социальных факторов, их сопоставление и проверка. О. Конт отрицал роль общей теории в социологии. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, он считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества. Таким образом, О. Конт по праву считается отцом социологии, поскольку не только дал название науке, но и помог определить ее место среди других наук. Его подход к получению и использованию научного знания получил название «эмпиризм в социологии».


С середины XIX в. социология развивалась под влиянием достижений в естествознании и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения. Возникают различные биолого-эволюционные школы, которые социальную эволюцию рассматривали как продолжение или составную часть биологической эволюции. В социологии начинает преобладать натуралистическая ориентация, важнейшим представителем которой был Г. Спенсер (1820—1903). Он первым применил в социологии понятия структуры, функции, системы, института, сделал вывод о том, что изменения в структуре обязательно влекут изменения функции. Рассматривая общество по аналогии с единым биологическим организмом, он выступил основателем организмической теории.


В конце XIX в. усиливается психологическая ориентация в социологии, в которой выделяется ряд направлений, например «психология народов», тесно связанная с этнографией и исследующая взаимодействие культуры и индивидуального создания, групповую психологию и интеракционизм, делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.


Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивидов или общности.


Попыткой соединить психологизм с органицизмом стала зародившаяся в США интеракционистская ориентация, сущностью которой явился процесс взаимодействия индивидов. Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается как социальное существо, выполняющее какие-то социальные роли, а значит, наступает «взаимопроникновение» индивидов.


В немецкой социологии в этот период наиболее популярной была рационалистическая ориентация, признававшая естественные права человека и самовластие народа, его право на установление разумных законов и разумного общественного устройства, соответствующего человеческой природе. Одним из наиболее ярких представителей данной ориентации был Ф. Теннис (1855—1936), который поставил целью соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир и одним из первых представил социологию как многоуровневую науку, выделив чистую, прикладную и эмпирическую социологию.


Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, необходимо выделить концепцию Э. Дюркгейма (1858—1917), который обязательным условием превращения социологии в самостоятельную науку считал наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются факты (всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время собственное существование, независимое от него), совокупность которых — общество. Эти факты и составляют предмет социологии.


Особое место в развитии социологии принадлежит К. Марксу (1818—1883). Одной из основных его заслуг считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа К. Маркс использовал классовую структуру общества. Его социологическая теория может быть определена как теория экономического детерминизма. Источник развития общественной жизни он видел в экономических отношениях. Эта позиция служит основой методологии марксистской социологии, определяющей иерархию сфер общественной жизни: экономическую — детерминирующую, социально-политическую и духовную — детерминируемые.


Основоположником понимающей социологии и теории социального действия по праву считается М. Вебер (1864—1920). Им разработана методология анализа социальных явлений, суть которой — логика развития процесса рационализации общества (процесса, определяющего переход от аграрного общества к индустриальному). М. Вебер считал, что рационализация общества начинается с изменений в духовной сфере, которые являются определяющими и делают возможным возникновение новых социально-политических и экономических структур. Данная теория альтернативна теории К. Маркса, так как в ней в роли детерминирующей выступает духовная сфера, а детерминируемой — экономическая.


Картина становления социологии как науки была бы далеко не полной, если не учитывать развитие русской социологической мысли. Специфика и национальные традиции, безусловно, повлияли на сущность социологии в России, однако необходимо отметить, что немаловажное значение на формирования русской социологической школы оказали идеи О. Конта, Ш. Монтескье, Вольтера, Д. Дидро, К. Сен-Симона (1760—1825), А. Смита (1723—1790), Д. Рикардо (1772—1823), Ф. Шелинга (1775—1854).


Это влияние преобладает до первой четверти XIX в. Начиная с первой четверти XIX в. основными и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России становятся славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество — с другой.


Наиболее яркими представителями русофилов были Н. Я. Данилевский, М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев.


Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н. Я. Данилевский, который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей правового крыла русофилов стал К. П. Победоносцев, который решительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры. Он считал, что русское общество может достичь разума только путем соблюдения национальных традиций под руководством Церкви.


В западничестве сложились три направления: теоретическое (1830-х годов), лидером которого был П. Я. Чаадаев, гуманистическое (1840-х годов), во главе с В. Г. Белинским, народническое (1860-х годов), основанное А. И. Герценом.


Становление социологии в России в 1860—1880-е годы происходило в борьбе двух направлений — объективного и субъективного.


Школа русского объективизма наиболее ярко была представлена М. М. Ковалевским (1851 — 1916), Е. де Роберти (1843—1915), П. Ф. Лилиенфельдом (1829—1903). В своем подходе к социологии как к системе научного знания М. М. Ковалевский придерживался точки зрения, что социология есть наука о порядке и прогрессе человеческих обществ, а такие науки, как психология, этнография, статистика, политическая экономия и др., должны организовывать свои эмпирические обобщения на основе общих социологических законов. Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин основные посылки, а вырабатывать их сама.


Школа русского субъективизма может быть представлена П. Л. Лавровым, Н. К. Михайловским, Н. И. Кареевым.


П. Л. Лавров считал социологию наукой нормативной. По его мнению, несмотря на то что ход истории определен объективными законами, индивид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Социология, по определению П. Л. Лаврова, «есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными историческими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи вырабатывали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой — не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и, следовательно, более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление».


Сущность «субъективного метода» в социологии Н. К. Михайловского является в исключении беспристрастности, отстраненности исследователя от объекта социологического анализа, отделения социологии от этики. По его мнению, социолог-наблюдатель должен ставить себя в положение наблюдаемого.


В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались неокантианские, антипозитивистские идеи Б. А. Кистяковским, В. М. Хвостовым, Л. И. Петражицким, П. И. Новгородцевым, П. Б. Струве.


Начало XХ в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие от позитивизма 60-х годов ХК в., который исходным моментом социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала ХХ в. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой — теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.


Один из важнейших представителей неопозитивизма — П. А. Сорокин (1889—1968) оказал громадное влияние на развитие всей социологии ХХ в. Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы, П. А. Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою социологическую позицию, которая нашла отражение в двухтомной «Системе социологии», изданной в 1920 г. Этот труд явился фундаментом для разработки им в дальнейшем теории социальной стратификации и мобильности.


Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918), В. И. Ленина (1870—1924), А. А. Богданова (1873—1928).


С начала ХХ в. в России интенсивно осуществлялась институализация социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский, Е. де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском университете при Историческом обществе — секция по социологии. После Февральской революции в России введены ученые степени по социологии, в университетах созданы кафедры, секции, ассоциации, появились первые учебники по социологии.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!