Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО


4.1. Что такое человек и что такое личность?


Поиском ответа на вопрос: «Что такое человек?» были заняты умы множества выдающихся мыслителей всех времен и народов. С течением времени сложились и соответствующие научные подходы к анализу этой проблемы: философский, социологический, психологический, антропологический и др. Современные социологи, как правило, оперируют понятием «личность», игнорируя категорию «человек». Тем самым многогранное человеческое существо лишается своей сущности, того основного элемента, который и делает его человеком, а не просто набором усредненных мотивов социального поведения: социальных норм, ценностей, социальных представлений, социальной идентификации и т. п. Современные научные данные свидетельствуют, что, оперируя только понятием «личность», невозможно полностью понять, изучить и охарактеризовать человека. В самом деле, если мы будем игнорировать природную, психологическую, духовную стороны человека, мы не сможем адекватно понять и его личность, мотивы его поступков, спрогнозировать дальнейшие социальные действия.


С чем же связан столь односторонний взгляд многих современных социологов на человека?


В современной российской социологии пока распространен «официально одобренный» еще идеологами КПСС симбиоз вульгаризированного марксистского и не всегда правильно понятого структурно-функционального подходов, заимствованных у западных авторов начала — середины прошлого века. Очень часто в отечественной и зарубежной социологии встречается редукция (сведение) человека к отдельным его функциям, которые он выполняет в социальной системе: социальным ролям, жизненным планам, ценностным ориентациям (аттитюдам), социальной идентификации и т. п. Но ведь человек не ограничивается тем, что он, например, считает себя русским, при этом что называется «по крови» он может быть кем угодно: от еврея до эвенка, от татарина до белоруса, холостым (одновременно проживая много лет в браке, хотя и официально не зарегистрированном), инженером-электриком (который, однако, не любит свою специальность, а все свое свободное время отдает какому-либо хобби: живописи, охоте или спорту), планирует летом жить с семьей на даче, а зимой намерен найти себе новое место работы. Даже если он нам честно расскажет, доверяет ли президенту и губернатору, к какому социальному слою относит, уверен ли в будущем и какой политической партии симпатизирует, посещает ли церковь по большим религиозным праздникам (а обычно именно такие вопросы задают людям социологи), мы мало узнаем из этого, какой он человек. Вспомним, что когда-то в таких случаях говорили: можно ли с ним идти в разведку? Иными словами, настоящий ли он человек? Ответа на этот вопрос мы не получим, даже измучив несчастного респондента сотней вопросов, которые традиционно задают социологи. Единственное, что мы узнаем в лучшем случае, так это различные характеристики его личности.


Логично возникает вопрос: а что же такое личность? Как известно, в социологической литературе существуют сотни определений личности. Выберем из них наиболее простое и будем в дальнейшем его использовать: «Личность — это совокупность социальных качеств человека, сформированных в процессе его социализации и проявляющихся в его социальной деятельности». И все же личность понимают по-разному. Этот факт мы не можем не учитывать, рассматривая такую важную подсистему человека.


Специфика взгляда на личность во многом зависит от решения теми или иными учеными вопроса о мере социальности человека. В решении этой проблемы можно выделить два противоположных подхода.


Так, социобиологи, этологи, некоторые социопсихологии и представители современной западной и отечественной социологии, не отрицая значения социальной обусловленности формирования человека, справедливо обращают внимание на недооценку современной социологией природных, генетических и психофизиологических факторов в сложившихся моделях индивидуального и коллективного поведения. Психоаналитическая традиция в социальной философии и социологии делает акцент прежде всего на репрессивных, подавляющих истинную природу человека социальных воздействиях, в число которых включается и культура. Особое внимание при этом обращается на изначальную конфликтность человека и общества.


Другой полюс представляют теории, как уже отмечалось, сводящие сущность человека к тем отдельным функциям, которые он выполняет в системе социальных институтов, общностей и групп, социальных связей и взаимоотношений в целом (вульгаризированный марксизм, крайние формы функционализма и интеракционализма). Нельзя не назвать и проблему индивидуальности в социологии, которую классическая социальная наука упорно стремилась обойти своим вниманием. Человека социология изучала только как социальный тип, усвоивший определенные общественные нормы и ценности. Индивидуальные особенности людей не интересовали социологов. Тогда получалось, что понятие личности применимо к каждому человеку в любом социуме. Иными словами, каждый человек, живущий вокруг нас, — личность. Однако сегодня стало очевидным, что в понятие «личность» вкладывается неодинаковое содержание. Так, традиционное общество предполагает слитость, единство человека с родом, общиной, вне которых индивид не мыслился как самостоятельный социально действующий субъект. В данном случае можно говорить только о коллективной личности. Единичная же личность предполагает определенную степень автономности и свободы человека и связанную с этим персональную (личностную) ответственность. Личностью мы можем называть только такого человека, который обладает развитой индивидуальностью, возможностями для самореализации и несет ответственность за свои действия. Не случайно в социологии вводится представление о трех уровнях в понятии личность:


— личность как носитель социальности вообще;


— личность как представитель определенной культуры, социальной общности и группы;


— личность как индивидуальность.


Между тем любые теории и концепции личности, распространенные в том или ином социуме, выступают одним из важных условий формирования личности живущих в нем людей. Мы — жители России, где одним из важных факторов социализации человека является христианская традиция, христианские представления о человеке и личности, поэтому было бы неверно обойти их вниманием.


Христианская концепция человека впитала наследие существовавших до нее религий и верований. Прежде всего речь идет об учениях и концепциях Востока и эллинистического мира. Согласно христианской традиции человек имеет троичную структуру: тело — душа — Дух. Как и другие религиозные концепции, христианская концепция человека имеет непосредственно практический, жизненный смысл. В центре христианства находится идея греха и спасения человека. Согласно христианскому вероучению все люди грешны перед Богом, именно это уравнивает всех людей независимо от национальности, социального происхождения, пола и возраста; все они рабы Божьи. Каждый человек может очиститься от грехов, начиная с первородного греха, который был совершен Адамом и Евой, а также своих собственных, приобретенных в течение жизни. Но эти человеческие грехи искупил своей мученической смертью посланец Бога-отца — Иисус Христос и указал людям путь к спасению. Для этого необходимо отречься от греха и встать на путь покаяния и веры в великого и единого в трех ипостасях (лицах) Бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух святой, которые образуют Святую Троицу. Благочестивая жизнь, связанная с соблюдением всех христианских заповедей, дают человеку надежду оказаться в Царстве Небесном (иными словами, Раю) после смерти. Грешников же ждут ужасные муки ада, «геенна огненная». В дальнейшем грозит второе пришествие Христа и Апокалипсис, или Страшный суд (по мнению многих христианских авторов, эти времена уже наступили).


Достаточно подробно христианское (православное) учение о человеке было изложено известным ученым ХХ в. — представителем русского зарубежья В. Зеньковским. Отметим лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее важные моменты его работы. В частности, автор считает очень важным различение личности и природы в человеке. Это позволяет отнести сферу греха к природе человека, не затрагивая момента личности, в которой и надо видеть образ Божий. В связи с грехопадением духовная природа человека (разум, свобода и моральное сознание) оказывается в человеке поврежденной, в то время как личность не повреждена: она может быть придавлена и угнетена, ослаблена и ущерблена, но остается неповрежденной.


Личность может властвовать над своей природой, может и подчиняться ей. Но, строго говоря, в полном смысле этого слова понятие «личности» может быть применено только к Богу. В человеке же личность «зреет», «развивается», т. е. овладевает своей природой постепенно, притом ограниченно. Личность в человеке является субъектом его жизни, его судьбы, источником творческих устремлений. С другой стороны — человек ограничен со всех сторон прежде всего тем, что над ним (Бог, высший духовный мир, все трансцендентальное — логика, сфера ценностей и т. п.), а также тем, что рядом с ним (социальной средой, нравами, социальной традицией), и, наконец, тем, что под ним, т. е. всей дочеловеческой природой, ее законами, ее «слепыми» процессами, игрой случайностей в жизни Земли, жизни Космоса. Собственная природа — телесная и духовная — отдельного человека, по мнению христианского автора, со всей силой наследственности, первых детских впечатлений изнутри сжимает личность, утесняет ее и частно уродует. Однако личность таит в себе неискоренимую потребность и возможность творчества, свободы. Личность в человеке в свете этого есть самое загадочное и непонятное в нем, ибо, завися от «всего», она как бы «сама от себя», она как бы изначальна, ни из чего не выводима. Можно сказать, что личность в человеке настолько несоизмерима с ее эмпирическими проявлениями, что здесь, очевидно, мы имеем с какой-то исходной двойственностью в человеке.


В. Зеньковский делает вывод, что тайна человека заключена не в одной лишь его структуре (образ Божий, связь с человеческой средой, зависимость через тела от Космоса), не только в динамике его жизни (наличие центра греховности в силу первородного греха), но и в задаче, которую данный человек призван решить через свою жизнь, чтобы предстать перед Богом, — иначе говоря, тайна человек скрыта в его кресте. В диалектике исканий часто мятущейся, часто путающей самое себя души раскрывается наш крест, который нужно принять, нужно взять, чтобы мы смогли пойти со Христом, взять «иго», т. е. принять участие в спасении и преображении мира и людей.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!