|
Оглавление1.2. Этапы развития социологии 1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология 2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии 2.2. Синергетика в изучении социальных процессов 2.3. Постнеклассический универсумный подход 3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем? 3.2. Социальная структура общества 3.3. Новейшие теории классовой структуры общества 4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность? 4.2. Личность в постнеклассической социологии 4.3. Как человек становится личностью 5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система 5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии 5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры 6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение 6.2. Глубинные слои массового сознания 6.3. Архетипы в массовом бессознательном 7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе 7.2. Изменения социальных институтов власти 7.3. Социальные утопии и социальные изменения 8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы 8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума 9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование? 9.2. Методы сбора данных в социологии 9.3. Социологическое консультирование Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу2.2. Синергетика в изучении социальных процессовСинергетика — новая междисциплинарная наука о самоорганизации открытых материальных систем. Она дает принципиально новое понимание процессов развития природы и общества. В ее основе лежат идеи целостности («взаимосвязи всего со всем»), системности мира, общих закономерностей развития всех уровней материальной и духовной реальности. Синергетика рассматривает любое развитие как нелинейное и многовариантное (в том числе волновое и циклическое), доказывает непосредственную взаимосвязь порядка и хаоса. Так, каждая открытая система именно благодаря своей открытости находится в постоянном изменении — флуктуации. Последняя может оказаться достаточно сильной, и система может либо качественно измениться, либо вообще перестанет существовать. Такой критический момент в развитии системы называется бифуркацией. Зона бифуркации обладает определенной непредсказуемостью: система может стать более хаотичной, но может возникнуть и новая упорядоченная структура. В последнее время правомерно претендует на роль всеобщей теории и методологии, т. е. «науки наук». Дадим определения некоторых основных понятий, которыми оперирует современная синергетика. Бифуркация — ситуация разветвления путей, в которой перед системой открываются различные варианты развития. Аттрактор — установившийся режим эволюции системы. Флуктуация — случайное отклонение величины от ее средних значений. Гомеостазис — динамическое равновесие системы. Открытая система — система, которая имеет прозрачные границы использует ресурсы среды. Следует согласиться с мнением В. В. Васильковой, что одним из достоинств синергетического подхода является создание им смысложизненной модели — модели саморазвития человека в самоорганизующемся мире. По этой модели человек в своем общении с миром избегает двух крайностей: с одной стороны, он не безвольная игрушка в руках надличностных (природных и божественных) сил, но вместе с тем и не всевластный демиург, творящий мир по усмотрению своего разума. Человек здесь — это старательный ученик Природы и Космоса, выстраивающий свое индивидуальное бытие по законам универсального миропорядка. Современный человек убеждается в идентичности и синхронности законов самоорганизации в природе, обществе, культуре, психической жизни. В таком мировидении он находит рациональное основание для осмысления собственной жизни в общей гармонии бытия, тем самым познание приобретает характер духовного поиска. Для социолога, изучающего общественные процессы, важно, что самоорганизация присуща рыночным отношениям. Вместе с тем экономическая свобода выступает лишь предпосылкой самоорганизации, которая охватывает все уровни диссипативных структур и отношений в обществе. Существенное значение для социальных систем имеет проблема обеспечения устойчивости, надежности их развития. При этом устойчивое развитие общества невозможно без формирования идеалов, этических норм и ценностей, поэтому особую роль в исходных условиях бифуркации и эволюции играют религия, церковь и другие общественные институты, формирующие нравственность. Разрушение идеалов неизбежно приводит к возникновению нравственного вакуума, что способствует возникновению резких конфликтов на уровне как социальных структур, так и межличностных отношений. В результате происходит атомизация общества, усиливается маргинализация и люмпенизация, распространяются разного рода формы отклоняющегося поведения, деградирует как общество в целом, так и составляющие его индивиды. Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством! |