Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4.2. Личность в постнеклассической социологии


В постнеклассической социологии преобладают несколько иные аспекты анализа человека. Так, смысл категории «личность» сопряжен с понятием «лицо». В свою очередь, оно представлено рядом значений: «отдельно взятый член общества»; «передняя, показная сторона предмета»; «личити» — быть похожим; «щека» — «образ», «вид». Тем самым личность несет в себе не суть, а поверхность, не оригинал, но копию, не истину, а некую подмену. В настоящее время все более широкое распространение получает юнговский подход, трактующий личность как персону, маску, внешнее облачение, с которыми человек себя идентифицирует, но которыми на самом деле не является.


Персона или маска — это облик, принимаемый человеком во внешнем мире. Под обликом понимается не только внешняя атрибутика, но и социальная роль, которая выполняет функцию регуляции и унификации социальных отношений. Но излишняя фиксация на персоне и, как это зачастую бывает, идентификация с ней несут для человека риск патологии. Отождествление самого себя с персоной в значительной степени сужает границы восприятия мира, лежащего за пределами социальной роли (профессии, семейного статуса), и в конечном итоге приводит к потере правильной ориентации в социальном пространстве. Вместе с тем совершенно некорректно утверждать, что персона сама по себе негативна. Напротив, она благо, ибо придает носителю черты своеобразия, удерживает от тотального растворения в коллективном бессознательном.


Важно подчеркнуть, что личность человека не есть его сущность. Именно в этом пункте серьезно расходятся точки зрения обществоведов, которые опираются на классические подходы, и тех социологов, кто анализирует общество с постнеклассических позиций. Во многом это расхождение происходит от специфики психологических подходов, которые лежат в основе тех или иных современных взглядов на природу человека. Традиция рационализма, жесткого лапласовского детерминизма (противоречащего современной научной картине мира), из которой выросла классическая психология, не различала человека и его сознание (эго, сознательную личность). Советская психология, базирующаяся на рационалистической марксистской традиции, а вслед за ней и социология также отождествляли личность (социальные качества человека) и сущность человека (его внутреннее Я).



Рис. 4.1. Соотношение области потенциального личностного развития и конкретной эмпирической личности



Рис. 4.2. Структура эмпирической личности: а) зона защит (персона); б) зона проблем (тень); в) зона актуализации (лик)


Между тем сущность и личность — совершенно различные психологические инстанции. Личность формируется в процессе социализации индивида, сущность же пребывает в человеке изначально.


Неатрибутивная, субъектная природа сущности была известна и индийским философам древности, и древнегреческим мыслителям, и средневековым христианским мистикам, и выдающимся представителям рационализма. Сущность человека, истинное «Я» можно охарактеризовать как концентрированную суть его неповторимой индивидуальности.


На рис. 4.1 и 4.2 приведены три типа фрагментов эмпирической личности, если рассматривать ее как совокупность персоны, тени и лика.


1. Зоны (или фрагменты) психических защит человека — персона по терминологии К. Г. Юнга. Это сложная система отношений между индивидуальным сознанием и социальностью, удобный вид маски, рассчитанной на то, чтобы, с одной стороны, производить на других впечатление, а с другой — скрывать истинную природу индивида, отмечает Юнг.


2. Зоны (фрагменты психических проблем человека, именно они составляют тот аспект личности, который К. Г. Юнг назвал термином тень; под ней ученый понимал личное бессознательное, представляющее собой те психические процессы и содержания, которые сами по себе могут достичь сознания, но из-за своей несовместимости с ним подверглись вытеснению, после чего упорно удерживаются ниже порога сознания. Тень — это «негативная» сторона личности, сумма всех тех неприятных качеств, которые люди склонные скрывать.


3. Зоны (фрагменты), которые можно назвать ликом человека, т. е. зоны психологических актуализаций.


Долгое время социология в нашей стране находилась под жестким прессингом идеологических норм и партийно-государственного контроля. Как справедливо отмечает В. А. Ядов, «в советской социологии субъектно-личностная детерминанта социальных процессов могла быть исследуема не иначе, как в парадигме К. Маркса "личность есть ансамбль общественных отношений". Эта глубокая мысль была низведена в «Кратком курсе истории ВКП(б)» Сталина и в работах официальных теоретиков, развивавших его идеи, до вульгарного утверждения о жесткой зависимости человеческого субъекта от социально-экономических условий его деятельности».


Р. Фрейджер и Д. Фейдимен в Психологической энциклопедии «Личность» анализируют 27 теорий личности, активно функционировавших в научной среде в конце ХХ столетия. Очевидно, их существует значительно больше. Однако многие из этих теорий (прежде всего психоаналитические, гуманистические, трансперсональные, религиозные) были табуированными для советских социологов. В отечественной социологии личности (вслед за психологией) долгие годы преобладал деятельностный подход, выдвинутый С. Л. Рубинштейном и А. Н. Выготским на базе вульгаризированного марксизма еще в 30-е годы прошлого века. Определенное распространение получила теория отношений личности В. Н. Мясищева, со временем сблизившаяся с западной теорией аттитюдов (социальных установок). Широкую известность приобрела также ролевая теория личности. Вместе с тем в последнее двадцатилетие прошлого века были разработаны и использованы в эмпирических исследованиях ряд достаточно оригинальных социологических теорий личности, например диспозиционная концепция регуляции социального поведения В. А. Ядова, методы измерения эмотивных компонентов социальных ориентаций В. Е. Хмелько и др. В последние годы активно разрабатывались вопросы социальной идентификации личности, а также ее социкультурного развития.


Важные шаги на пути дальнейшего познания человека не только в качестве элемента социальных общностей, но и как носителя духовного начала, включенного в единую ткань Мироздания, позволяет сделать принцип аналогии. В соответствии с ним человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Не случайно древние говорили: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную».


Уже более двадцати лет развивается постнекласическая (универсумная) концепция человека, в основе которой лежит комплекс традиционных представлений о его природе. Развернутые представления о структуре человека существуют в разного рода традиционных учениях, как древних, так и достаточно современных: неоплатонизм, гностицизм, каббала, йога, даосизм, суфизм, древнеславянская традиция и др. Несмотря на имеющие в них известные разночтения, все они рассматривают человека как некую иерархическую структуру, содержащую три уровня, которые в ряде учений объединяют семь разных слоев. Напомним, что подобное вертикальное структурирование человеческого существа непосредственно вытекает из диатропического принципа минимального универсума, разработанного нами в рамках постнеклассического универсумного подхода.


К подобному же выводу пришли психологи и антропологи А. В. Минченков и Н. Б. Елпидифоров, по мнению которых традиционные учения всегда рассматривают три основных уровня человека, чаще всего образующих линейную вертикаль «тело — душа — дух». При этом очевиден фрактальный принцип организации этих уровней, когда, с одной стороны, человеческое существо отражает строение Космоса, с другой — подуровни представляют собой проекцию основных уровней. Важно, что уровни означают некоторое единство, распадающееся при исключении одного из них. Сопоставляя феномены, изучаемые современной наукой, с тремя вертикальными уровнями традиции, названные авторы справедливо проводят следующие параллели:


— к вертикальному уровню тела относится вся сумма физиологических процессов;


— к вертикальному уровню души — вся сумма психологических проявлений, кроме чувства собственного «Я», исходящих от него волевых импульсов (волений) и самоидентификации;


— к вертикальному уровню духа относятся чувство собственного «Я», воления и способность к самоидентификации (см. табл. 4.1).


Согласно древнеегипетской традиции, Ах (блаженный, просветленный) — это то же самое тело, однако преображенное, в нем человек пребывает в загробном мире; Ка — это жизненная сила и одновременно потусторонний двойник, второе «Я», которое и при жизни, и после смерти функционирует в неразрывном единстве с телом (со свойствами Ка связана также судьба человека; Ка осуществляет связь с предками, прежде всего с отцом); Ба — это «дух» (так перевел этот термин на коптский язык египетский автор IV в. Горапполлон, известный трактатом об иероглифах).


Таблица 4.1. Вертикальные уровни организации человеческого существа


Уровни организации человеческого существа

Каббала

Раннее христианство

Суфизм

Древний Китай

Ведическая традиция

Древний Египет

Современные представления

Тело

Нефет

Сома

Насут

Цзин

Стула Шарира

Ах

Физиологические процессы

Душа

Руах

Псюше

Калб

Ци

Сукшма Шарира

Ка

Психические

процессы

Дух

Нешама

Пневма

Лахут

Шэнь

Карана Шарира

Ба

Воления, самоидентификация


Исследуя проблемы человека, социологи традиционно обращаются к его сознанию. Такой подход нашел свое отражение в понятиях «массовое сознание», «общественное сознание» и т. п. Действительно, сознание является фундаментальной характеристикой личности, внутренне необходимой формой ее проявления. Однако мотивационная сфера личности отнюдь не исчерпывается ее сознанием. Сознание и бессознательное — два полюса внутреннего мира личности. Между ними находятся феномены и процессы различной степени осознанности. Интересно, что подобную картину описал еще Ф. М. Достоевский: «Что значит рассудок? — спрашивал он. — Рассудок знает только то, что успел узнать (иного, пожалуй, и никогда не узнает: это хоть и не утешение, но отчего же этого не высказать?), а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет».




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!