Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ


7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе


Проблема перемен, происходящих в различных сферах общественной жизни, выражаясь научным языком — социальных изменений, издавна привлекает внимание социологов. Понятие «социальные изменения» является центральной категорией для описания социальной динамики. Не случайно их теоретическое описание выступает важным элементом любой социологической концепции. В наиболее общем виде социальное изменение можно определить как переход социального объекта из одного состояния в другое. Как справедливо указывает известный специалист в области анализа социальных изменений польский социолог П. Штомпка, «изучение социальных изменений — основное в социологии. Возможно, вся социология концентрирует внимание на изменениях. Изменения — настолько очевидная черта социальной реальности, что любая научная социальная теория, какой бы ни была ее исходная концептуальная позиций, рано или поздно должна подойти к этому вопросу».


По разнообразным критериям в классической и неоклассической социологии выделяются четыре вида социальных изменений.


1. Структурные социальные изменения, касающиеся различных социальных образований (например, изменения в составе семьи: полигамная, моногамная, многодетная, малодетная).


2. Изменения социальных процессов: в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, социальными институтами, организациями, индивидами (отношения солидарности, напряженности, конфликта).


3. Функциональные социальные изменения (изменения в функциях законодательной и исполнительной власти).


4. Мотивационные социальные изменения (в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности).


Более логичным и теоретически обоснованным представляется выделение типов социальных изменений по семи уровням социума.


1. Природные. Природные изменения играют важнейшую роль в общественном развитии. Причем необходимо учитывать как естественные изменения природы (изменения температурного режима планеты движения материков, землетрясения и т. п.), так и изменения природы, стимулируемые самим социогенезом (увеличение или уменьшение посевных площадей, изменения урожайности, истощение ресурсов, загрязнение среды и др.).


2. Демографические. Могут иметь частный, локальный или глобальный характер. Демографические изменения представляют собой функцию природных или социальных изменений, но имеют и серьезное обратное воздействие, как на природу, так и на общество.


3. Изменения в производственной сфере. От примитивного собирательства через совершенствование орудий труда до современных информационных систем и автоматизированных производств — таков общий путь изменений в этой сфере. Многие ученые рассматривали этот вид изменений как единственный стимул общественного прогресса.


4. Изменения в системе управления. За время существования человечества в системе управления произошли кардинальные перемены: от элементарных форм управления в семье и племени до современных государственных и межгосударственных структур. Все большее значение приобретают информация и коммуникация.


5. Изменения в социальной организации. Эти изменения связаны, с одной стороны, с совершенствованием традиционных связей в социальных структурах, с другой — с возникновений новых структур и установлением связей между ними.


6. Изменения в социальной структуре общества. К ним относятся изменения, происходящие в самых разнообразных социальных группах, которые, в свою очередь, сами оказывают мощное воздействие на общественное развитие.


7. Изменения, происходящие в духовной сфере общества. Они имеют сложную структуру, включая широкий спектр информационно-духовных структур в обществе: систему образования, различные виды творчества, науку, религию и др.


Для характеристики социальных изменений используются категории: прогресс, регресс, эволюция, революция. Так в конце XIX — начале ХХ в. широкое распространение получили эволюционные (О. Конт, Г. Спенсер, А. Дюркгейм) и революционные (К. Маркс, А. Грамши) теории социальных изменений. В частности, эволюционные теории рассматривали социальные изменения как последовательный процесс перехода общества от одной стадии развития к другой, более прогрессивной (например, от аграрной к индустриальной). Так, классик социологии Э. Дюркгейм характеризовал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к органической солидарности. Последняя возникает в процессе разделения труда и появления в обществе социальной дифференциации. Все это неизбежно приводит к интеграции индивидов в единый социум и является высшим моральным принципом общества.


Однако в любом случае возникает вопрос: что же выступает критерием социального прогресса? Некоторые ученые вообще придерживаются точки зрения, что прогресс в человеческом обществе отсутствует и оно на протяжении длительного периода времени постепенно деградирует. Но опять-таки справедливость этого утверждения зависит от того, что мы считаем критерием социального прогресса.


Можно выделить три основные точки зрения по этому вопросу.


1. Критерием развития общества является рост нравственности человека, общественной морали, духовности общества. Этой точки зрения придерживались еще древнегреческие философы Гесиод, Сократ, Платон, а также средневековые теософы и современные христианские и другие религиозные философы.


2. Критерий прогресса общества — это развитие знания, науки, образования, воспитания. Французские просветители Кондорсе, Вольтер, Руссо, Дидро считали, что причина всех бед человечества заключается в его невежестве.


3. Критерием прогресса выступает развитие науки, техники и технологий. Последняя точка зрения характерна для сторонников технократического подхода (технократического детерминизма).


В свою очередь, технократы разделяются на два лагеря: идеалисты и материалисты. К технократам-идеалистам относится большинство современных социологов. Они полагают, что сначала идеи, научные открытия, технические усовершенствования, новые технологии возникают в головах людей, а уже впоследствии реализуются в производстве. Технократы-материалисты придерживаются мнения, что науку и изобретательство двигают вперед непосредственно потребности общественного производства.


Концепции революционных изменений в обществе во главу угла ставили социально-политический конфликт и борьбу классов. Так, К. Маркс и его последователи считали революционное развитие общества неизбежным, поскольку его движущими силами выступают борьба классов, непосредственно вытекающая из диалектического противоречия между способом производства и производственными отношениями. В настоящее время эта теория опровергнута как наукой, так и катастрофическими последствиями многочисленных попыток ее внедрения в социальную практику. Тем не менее в современной зарубежной социологии достаточно активно разрабатывается проблематика социальных революций, поскольку она имеет актуальное значение для ряда развивающихся стран.


В дальнейшем более популярными стали эволюционные теории социальных изменений, значительный вклад в развитие которых внесли американские ученые Т. Парсонс и У. Ростоу. Однако во второй половине прошлого века серьезные социальные изменения, произошедшие в различных странах, потребовали новых теорий, более адекватно объясняющих сложнейший феномен социальных изменений. Возникли и получили широкое признание новые теоретические подходы к анализу социальных изменений, которые развиваются, например, в рамках новой парадигмы. Эта парадигма, в которой социальные изменения понимаются уже не как естественно-исторический процесс, а анализируются в качестве социально-исторического процесса с участием активного «социального агента». Подобная парадигма анализа социальных изменений имеет ряд наименований: постклассическая, постмодернистская, организационно-деятельностная и т. д. В качестве наиболее видных представителей этого направления можно назвать известных зарубежных социологов М. Арчер, Э. Гидденса, А. Турена, П. Штомпку.


Так, польский социолог П. Штомпка разработал теорию культурной травмы, которая представляет особый интерес, поскольку делает попытку объяснения социальных изменений, которые произошли в России в последние несколько десятилетий. Автор описывает культурную травму как ситуацию, в которой травмирующие перемены охватывают не только все сферы общественной жизни, но и повседневную жизнь людей. В результате этой ситуации утрачиваются основания привычных символов, смыслов и значений социальной реальности. Тот социальный капитал, который они накопили в течение своей жизни, оказывается обесцененным. Человек теряет смысл своей жизни, ощущает себя своего рода «социальным банкротом».


Представления социологов о социальных изменениях в последние десятилетия претерпели существенные перемены. Это связано с трансформацией самого образа изучаемого социологами объекта — их представлений об обществе.


Нельзя не согласиться с утверждением известных российских социологов, что в социологическом осмыслении общества произошел переход от метафоры социального организма к метафоре поля. Отход от органицизма можно как минимум объяснить тем, что изменились механизмы самих социальных изменений: огромную роль стали играть научные открытия и массовые социальные движения. Организмическая метафора просто растворилась, и ее место заняла метафора поля. Эта метафора имеет своим прообразом электромагнитное поле, границы заметного влияния которого на окружающие объекты подвижны, так как находятся в непрерывных изменениях.


По описаниям П. Штомпки, любая общность теперь рассматривается не как жесткая система, а скорее, как «мягкое поле» взаимоотношений между индивидами со своими привязанностями, образом жизни, «сетями взаимодействия», она выступает специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом. Межличностное поле находится в постоянном движении, пульсации: расширяется, и сжимается, например когда одни люди покидают его, другие проникают в его пространство. Это поле, по словам П. Штомпки, усиливается и ослабляется, сгущается и распыляется, смешивается с остальными сегментами поля или дистанцируется от них. В таком поле могут возникать «узлы», «комплексы», «сплетения социальных отношений», которые и представляют собой социальные группы, организации, национальные государства.


Э. Гидденс в своей теории структурации демонстрирует, что внутри социальных институтов (структур) отдельные субъекты постепенно накапливают статусные ресурсы, использование которых позволяет им влиять на изменение самих социальных институтов. В частности, в результате таких воздействий социальные институты могут подвергаться как консервации, так и радикальной трансформации. В этом подходе особое внимание уделяется социальным ресурсам. Ими выступают материальные, интеллектуальные, социальные и другие связи людей. Важно отметить, что в описываемом деятельностном подходе социальные изменения рассматриваются уже не как линейные, а как многообразно «пульсирующие» общественные процессы. Причем содержание и направленность этих изменений определяется не только уже существующими социальными институтами (структурами), но и деятельностью различных социальных агентов, которые на практике могут трансформировать как эти структуры, так и самих себя.


Выделение в этой теории пульсирующего характера социальных изменений следует отметить особо, ибо, как будет показано ниже, такой образ перемен в обществе является переходным к постнеклассическим концепциям социальных изменений.


Надо сказать, что начиная еще с XIX в. широкую популярность приобрели циклические теории социальных изменений (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, К. Ясперс и др.). Представители этих теорий в основном работали в рамках цивилизационного или системного подхода. В большинстве же отечественных учебников и учебных пособий по социологии до последнего времени циклические социальные изменения попросту игнорировались или относились к своего рода историческим казусам. Социальные изменения понимались только как линейные, ведущие к прогрессу или регрессу общества, происходящие эволюционным или революционным путем. Весьма типичны подобные примитивные рассуждения: «Доказательно оценить циклическую парадигму весьма трудно. Циклические социальные изменения есть синусоида, которая обозначает разворачивающиеся во времени повторяющиеся движения обществ между двумя полюсами. Но что это за полюса? Если представить их как точки подъема и спада, то с этим трудно не согласиться: все общества и цивилизации переживали и будут переживать подобные циклы. Если же исходить из идеи возвратного движения к прошлому, то циклизм — явная утопия, ибо, как сказал еще древний философ: "В одну и ту же реку нельзя войти дважды"». Но, как известно, древние философы успели наговорить много чего афористичного, в том числе высказывали не просто противоречивые суждения, но и такие суждения, которые сегодня с точки зрения современной науки кажутся по-детски наивными, а то и вовсе бессмысленными.


Сегодня циклические подходы к анализу социальных изменений занимают одно из центральных и наиболее перспективных мест как в неоклассической, неклассической, так и в постнеклассической социологии.


Так, рассматривая современные подходы к изучению социальных изменений, также нельзя обойти вниманием теории модернизации. В наиболее общем виде ее можно представить как социальный процесс, в ходе которого традиционные, отстающие в технологической, экономической социально-политической сфере общества становятся более развитыми. В современном понимании модернизация представляет собой не только изменение технологических основ общественной экономики, но в первую очередь изменение системы ценностей, которое и влечет за собой глубокие изменения в различных сферах общественной жизни.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!