Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Социология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.09.2013
ISBN: 9785392011575
Язык:
Объем текста: 611 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

1. Что изучает социология. 1.1. Объект, предмет и метод социологии, ее взаимосвязь со смежными научными дисциплинами

1.2. Этапы развития социологии

1.3. Hовая научная картина мира и постнеклассическая социология

2. Новейшие тенденции в развитии социологической теории. 2.1. Системный подход в социологии

2.2. Синергетика в изучении социальных процессов

2.3. Постнеклассический универсумный подход

3. Общество и его структура. 3.1. В каком обществе мы живем?

3.2. Социальная структура общества

3.3. Новейшие теории классовой структуры общества

4. Человек и общество. 4.1. Что такое человек и что такое личность?

4.2. Личность в постнеклассической социологии

4.3. Как человек становится личностью

5. Социальная культура. 5.1. Общество как социокультурная система

5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной россии

5.3. Мифы и ценности как основа социальной культуры

6. Массы: сознание и бессознательное. 6.1. Массовое сознание и общественное мнение

6.2. Глубинные слои массового сознания

6.3. Архетипы в массовом бессознательном

7. Социальные изменения. 7.1. Как социологи объясняют изменения, происходящие в обществе

7.2. Изменения социальных институтов власти

7.3. Социальные утопии и социальные изменения

8. Цикличность социальных изменений. 8.1. Социогенные циклы

8.2. Космогенные циклы

8.3. Социальные катастрофы и кризисы в развитии социума

9. Социология и социальная практика. 9.1. Как провести социологическое исследование?

9.2. Методы сбора данных в социологии

9.3. Социологическое консультирование



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



5.2. Мировоззренческие универсалии культуры в постреформенной России


В современной России, как в любом кризисном обществе, большинство живущих людей стараются не задумываться о вопросах смысла жизни, полагая их заумными рассуждениями, суживая круг своих размышлений повседневными заботами и прокручиванием в голове навязчивых переживаний. Тем самым они добровольно занимают место в категории «одноразовых» индивидов, ограничивающих свою жизненную перспективу рамками быстротекущей жизни. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, для современной России характерна утрата многими гражданами смысла своего существования и отсутствие у них жизненной перспективы.


Но еще более ста лет назад Ф. М. Достоевский в романе «Подросток» вложил в уста Версилова пророческие слова: «Обратить камни в хлебы — вот великая мысль. Очень великая, но не самая великая, а второстепенная: наестся человек и не вспомнит, напротив, тотчас скажет: "Ну вот, я наелся, а теперь что делать? Вопрос остается вековечно открытым"».


Предупреждение великого писателя-провидца приобрело сегодня особый смысл. Общественный прогресс, постепенно освобождая человека от борьбы за удовлетворение насущных материальных потребностей, раскрывает перед ним широкие возможности для реализации духовных интересов. Вопрос в том, имеются ли у человека такие интересы? Понятно, что это трудно сказать о современном российском обществе, где миллионы людей поставлены на грань физического выживания. Однако и перед ними, а не только перед теми, кто имеет хлеб насущный, рано или поздно встают вопросы: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?».


Однако далеко не каждому человеку удается найти ответ, приемлемый как для него самого, так и для окружающих его людей.


На наш взгляд, чтобы понять смысл жизни, надо ответить не на один, а на целых два вопроса: во-первых, что такое смысл жизни, во-вторых, в чем он заключается.


Надо сказать, что не только «обычные» граждане, но и ученые — философы, социологи, психологи — не всегда однозначно понимают сами, что же такое смысл жизни. В научной литературе этот термин используется неоднозначно: смысл жизни как результат, итог жизни; смысл жизни как нечто объективно должное (задачи, функции, приписываемые человеку извне); смысл жизни как феномен сознания.


Мы рассмотрим смысл жизни с двух позиций: со стороны требований, которые предъявляет общество к человеку; с точки зрения его индивидуальных устремлений.


Что же касается смысла жизни как феномена сознания, то под ним обычно понимают индивидуальную жизненную задачу. Однако такой подход страдает существенным недостатком. В самом деле, если задать вопрос о смысле жизни людям на улице, большинство из них с ходу не смогут на него ответить. Даже после некоторого размышления найти на него ответ для многих будет неразрешимой задачей. На первый взгляд, напрашивается вывод, что феномен под названием «смысл жизни» в их сознании отсутствует. Значит ли это, что их жизнь лишена смысла? Безусловно, нет.


Дело в том, что традиционные философские, экономические, социологические и психологические модели человека (особенно те, которые используются в системе общего и профессионального образования) носят рационалистический характер. А это значит, что упускаются два важных момента: во-первых, наличие у человека сферы неосознанных побуждений; во-вторых, существование эмоций и чувств.


Очень долго ученые не учитывали многообразие психологических механизмов человеческой деятельности, сводя их к целеполаганию (т. е. процессу рационального формулирования цели и выбору средств ее достижения). Но при этом не брали в расчет, что далеко не каждое наше действие посвящено достижению какой-то логически избранной цели. Прежде всего речь шла о максимальной выгоде. Современные рефлексивные модели внесли в представление о человеке новое измерение, связанное с такими категориями, как мораль, чувство совести и чувство справедливости, поэтому, безусловно, прав В. Лефевр, который приводит следующий пример пагубности рациональной модели человека для современной российской экономики.


Что представляет собой рынок с социально-психологической точки зрения? Это огромное множество конфликтов, каждый из которых, разрешаясь, превращается в сделку. Система могла начать успешно работать только при условии, что участники способны уступать друг другу, сохраняя при этом индивидуальное достоинство. Если же индивидуальное достоинство при уступке только падает, то рынок сам собой заработать не мог. Для этого надо было использовать массированное рефлексивное управление. Его целью должно было стать повышение самоуважения участников конфликта в случае его разрешения, а не в случае его провала. Такое управление могло проводить только государство, взяв на себя как функцию гаранта частной собственности, так и функции стимулятора чувства собственного достоинства у миллионов людей, вышедших на экономическую арену.


Но этого не произошло. Группа гарвардских специалистов, приглашенных для разработки проектов российских экономических реформ, опиралась на идеи традиционной макроэкономики. А в ее фундаменте, как известно, лежит модель человека как сугубо рационального существа. В соответствии с этими взглядами государство должно полностью устранить свое влияние на функционирование экономической системы. Это и было сделано, а последствия эксперимента хорошо известны. Как и вытекало из рефлексивных моделей, субъекты, появившиеся на экономической арене, оказались не способны разрешать возникающие конфликты. И сразу же нашлась сила, начавшая выполнять функцию «высшей инстанции», ею стал преступный мир. Представители криминальных структур начали выполнять роли арбитров в массовых экономических конфликтах, заполнив вакуум, образовавшийся после ухода государства. Государство в результате утратило монополию на сбор налогов, а люди почувствовали себя глубоко униженными; началась массовая моральная депрессия.


Итак, смысл жизни может быть не только сформулирован рационально. Нередко он проявляется в эмоциональных формах и имеет разную степень осознанности: от неясных колебаний настроения до четких жизненных принципов и программ. Следовательно (с точки зрения современной социологии), смысл жизни можно определить как устойчивую преобладающую направленность группового или индивидуального сознания, непосредственно проявляющуюся в социальной жизни человека или общественной группы. При этом смысл жизни имеет ту или иную социальную ценность.


Было бы неверным рассматривать смысл жизни человека лишь как нечто эфемерно-духовное. Мы живем в обществе, и все его структуры и их отношения преломляют представления о смысле жизни в соответствии с тем местом, которое занимает в них конкретный индивид. В сознании людей существует система стереотипов, отражающих (нередко весьма искаженно) значение жизни представителей различных социально-профессиональных групп. В этих стереотипах воплощаются прежде всего представления о целях и стиле жизни людей разного пола и возраста, места жительства и национальности, имеющих ту или иную профессию и занимающих определенную должность. Иными словами, представления для чего и как должен жить человек в той или иной общественной группе. Именно в этом и заключается внешняя, социальная, сторона смысла жизни. Она есть значение жизни отдельного индивида для общества. Но поскольку наше общество крайне неоднородно, в нем существуют разнородные, подчас противоречивые и хаотичные представления о том, как, для чего должен жить человек, в чем ценность и значение его жизни.


Более того, общество состоит не только из разных людей, но и из различных «серьезных» социальных структур, важнейшей из которых является государство.


С точки зрения государства студент учится в вузе, чтобы потом занять место специалиста определенного профиля в конкретной отрасли народного хозяйства. Между тем для юноши или девушки, поступивших в университет, смысл обучения в нем как часть их «общего проекта собственной жизни» может быть самым разным: от получения интересной специальности до укрывательства от службы в армии, от желания прожить пять лет веселой и вольготной студенческой жизнью до намерения повысить свой матримониальный статус, к примеру, на «рынке невест» (не случайно многие факультеты, например психологический, филологический или искусствоведческий, в шутку именуют факультетами невест).


Подобных примеров можно привести немало. Но суть вопроса одна: значение жизни человека для государства и смысл жизни для него самого часто не совпадают. И нередко наше государство воспринимает жизнь отдельных людей очень потребительски. В этом убеждаешься, стоит только вспомнить, например, о размерах пенсий для стариков и инвалидов.




Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

209
Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

Наука Немировский В.Г. Социология. Учебник

В учебнике изложены основные понятия и концепции социологии в соответствии с действующим сегодня образовательным стандартом по данной дисциплине. Наряду с традиционными, устоявшимися представлениями, подробно раскрыты новые подходы, широко распространенные сегодня в междисциплинарной научной практике: синергетика, системная социология, фрактальный анализ, теории социальных циклов, гуманистические и трансперсональные теории. Приводятся примеры социологических исследований, основанных на современных подходах, показаны возможности их применения в социальной практике. Особое внимание уделено прогностическим и социоинженерным функциям социологии.<br />             Книга написана ясным, четким языком, рассчитанным на восприятие студентов негуманитарных специальностей и широкого круга читателей.<br />             Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, для всех, кто интересуется современной социологией.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология. Учебник" (Немировский В.Г.) охраняются законодательством!