|
Оглавление§ 3. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права § 4. Формы и источники позитивного права § 5. Естественное право: формы и источники § 6. Системно-иерархический характер форм и источников права § 2. Классификация законов: критерии, виды § 3. Коллизия и конкуренция законов § 4. Конституция РФ 1993 года — основной закон современного российского государства § 5. Сравнительный анализ конституций России 1978 и 1993 годов: их общее и особенное § 2. Постановления правительства РФ и федеральные ведомственные акты § 3. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации § 4. Правовая политика современной России и региональные акты § 5. Акты органов местного самоуправления и другие источники права § 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования § 4. Международный договор в системе источников современного российского права § 2. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества § 3. Судебная практика как источник современного российского права § 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества § 2. Проблемы определения понятия источника романо-германского права § 3. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации § 4. Закон в системе источников романо-германского права § 5. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды § 7. Соотношение прецедента с другими источниками права § 2. Основные периоды становления и развития общего права и его источников § 3. Понятие и основные виды источников англосаксонского права § 4. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права § 5. Соотношение закона и прецедента в системе общего права § 7. Обычай в англосаксонском праве § 8. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права § 9. Договор в англо-саксонском праве: основные положения § 3. Формы и содержание преторского права — предтечи современного прецедентного права § 4. Прецедентный характер преторского права § 3. Роль принципов в системе иудейского права § 4. Понятие и виды источников иудейского права § 7. Мусульманское право и его источники. Коран § 8. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 6. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками1. Подобно тому, как взаимосвязь и взаимодействие национальных правовых систем с неизбежностью влечет за собой взаимовлияние их источников, так и внутринационального израильского права одна его составная часть — религиозное иудейское право и его источники оказывает постоянное влияние на вторую его составную часть — светское сионистское право и его источники и наоборот. Пути и формы этого взаимовлияния довольно многочисленны и разнообразны, а проблемы определения этих путей и форм имеют не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Они в значительной степени затрагивают религиозные и иные интересы как тех иудеев, которые проживают на территории исторической Родины, так и тех, которые, оставаясь приверженцами своей религии и образуя соответствующие диаспоры, проживают в США, странах Западной Европы, в России и других странах. Говоря о проблемах определения основных путей и форм взаимосвязи и взаимодействия иудейского религиозного права и его источников с израильским светским правом и его источниками, многие авторы не без оснований акцентируют внимание на двух следующих обстоятельствах. Во-первых, на том, что взаимосвязь и взаимодействие двух рассматриваемых правовых подсистем — это не только «чисто» юридический, но и социально-политический процесс. По мнению проф. Б. Лифшитца, его «нельзя понять только с точки зрения чистого права». Любые дискуссии по данному вопросу, замечает автор, с неизбежностью затронут «проблемы политического, религиозного и социального плана». Попытки же рассмотрения вопросов взаимосвязи и взаимодействия иудейского и светского права лишь «под углом зрения одних только голых юридических фактов непременно приведут к созданию весьма искаженной картины». А, во-вторых, на том, что это не односторонний, а двусторонний процесс. Иудейское религиозное право, как и иудейская религия в целом, оказывает в различных формах и разными путями значительное влияние на израильское светское право. В свою очередь, последнее оказывает обратное воздействие на первое, равно как и на иудейскую религию в целом. Вопрос при этом, по мнению И. Энгларда, заключается лишь в следующем: а) «как религиозный феномен регулируется с помощью норм государственного права?»; б) в какой степени и до какого предела «иудейская религия поддерживается с помощью правовых средств еврейским государством»; и в) в какой мере «иудейские религиозные правовые традиции оказывают влияние на израильскую правовую систему не только и даже не столько фактом своей религиозной значимости, сколько фактом своего существования в качестве национального и культурного наследия». 2. Рассматривая вопрос о путях воздействия иудейского права и его источников на светское право, а вместе с тем на правовую систему Израиля в целом, следует выделить два основных пути — прямой и косвенный. Такое выделение довольно условно, поскольку в реальной действительности они зачастую переплетаются. Прямое воздействие иудейского права проявляется в том, что оно создает, наряду со светскими (сионистскими) взглядами и доктринами, идеологическую основу современной правовой системы Израиля, религиозно-этический фундамент правотворческой, отчасти правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Под сильным влиянием иудейских религиозных традиций и догм находится, в частности, законодательная деятельность парламента (Кнессета) Израиля. Исследователи отмечают, что религиозное влияние сказывается не только на традиционном семейном праве, но и на других отраслях права: уголовном, гражданском, административном, трудовом и др. Больше того, влияние иудейского религиозного права в значительной мере сказалось также на становлении и развитии основного, фундаментального законодательства Израиля, в частности, на подготовке и принятии Декларации независимости. Хотя в научной литературе последовательно акцентируется внимание на том, что Декларация стала историческим компромиссом «между всеми социальными группами, существовавшими в момент разработки и принятия данного документа в израильском обществе», начиная от «широкого спектра иудейского религиозного сообщества» и кончая «либералами, лейбористами, сионистами и коммунистами», фактически же, как показала жизнь и последующая судебная практика Израиля по рассмотрению исков, связанных с оспариванием содержания отдельных принципов, зафиксированных в Декларации, в данном документе изначально преобладали традиционные иудейские ценности и идеи. Речь идет, в частности, о содержании одного из принципов, зафиксированных в Декларации, который гласит, что государство под названием Израиль является «еврейским государством» (Jewish State). Данный принцип, по мнению некоторых исследователей, «уравновешивается» и «нейтрализуется» другим демократическим принципом, провозглашающим израильское государство как «демократическое государство». Внимание! Авторские права на книгу "Источники права. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |