Юридическая Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие

Источники права. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.05.2013
ISBN: 9785392018765
Язык:
Объем текста: 773 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Право и его формы (источники). Глава 1. Общая теория источников права. § 1. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права

§ 2. Понятие формы права

§ 3. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права

§ 4. Формы и источники позитивного права

§ 5. Естественное право: формы и источники

§ 6. Системно-иерархический характер форм и источников права

Раздел II. Источники современного российского права. Глава 1. Закон в системе источников современного российского права. § 1. Проблемы познания и идентификации законов

§ 2. Классификация законов: критерии, виды

§ 3. Коллизия и конкуренция законов

§ 4. Конституция РФ 1993 года — основной закон современного российского государства

§ 5. Сравнительный анализ конституций России 1978 и 1993 годов: их общее и особенное

Глава 2. Подзаконные акты как источники современного российского права. § 1. Указы президента Российской Федерации

§ 2. Постановления правительства РФ и федеральные ведомственные акты

§ 3. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

§ 4. Правовая политика современной России и региональные акты

§ 5. Акты органов местного самоуправления и другие источники права

Глава 3. Правовой договор, общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России. § 1. Общая теория договора: основные положения

§ 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права

§ 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования

§ 4. Международный договор в системе источников современного российского права

§ 5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России

Глава 4. Развитие идей судейского (прецедентного) правотворчества и определение юридической природы судебной практики как источника права. § 1. Развитие идей судейского правотворчества в дореволюционной (1917 г.) России

§ 2. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества

§ 3. Судебная практика как источник современного российского права

§ 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества

Раздел III. Источники современного зарубежного права. Глава 1. Источники романо-германского права. § 1. Обусловленность системы источников права особенностями становления и развития романо-германской правовой семьи

§ 2. Проблемы определения понятия источника романо-германского права

§ 3. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации

§ 4. Закон в системе источников романо-германского права

§ 5. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды

§ 6. Неопределенность и внутренняя противоречивость прецедента как источника романо-германского права

§ 7. Соотношение прецедента с другими источниками права

Глава 2. Источники англосаксонского (общего) права. § 1. Специфические черты и особенности системы общего права, обусловившие юридическую природу и характер его источников

§ 2. Основные периоды становления и развития общего права и его источников

§ 3. Понятие и основные виды источников англосаксонского права

§ 4. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права

§ 5. Соотношение закона и прецедента в системе общего права

§ 6. Нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке делегирования законодательных полномочий парламента высшим исполнительно-распорядительным органам

§ 7. Обычай в англосаксонском праве

§ 8. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права

§ 9. Договор в англо-саксонском праве: основные положения

Глава 3. Прецедент в системе общего права (вопросы теории и истории становления и развития). § 1. Ведущая роль прецедента в системе источников англосаксонского права

§ 2. Исторические предпосылки формирования прецедента и развития судейского права (на примере древнеримского преторского права)

§ 3. Формы и содержание преторского права — предтечи современного прецедентного права

§ 4. Прецедентный характер преторского права

Глава 4. Источники религиозных правовых систем (на примере иудейского и мусульманского права). § 1. Исторические предпосылки формирования и развития источников иудейского права

§ 2. Характерные черты и особенности иудейского права, оказавшее влияние на формирование и развитие его источников

§ 3. Роль принципов в системе иудейского права

§ 4. Понятие и виды источников иудейского права

§ 5. Талмуд, религиозные традиции и обычаи, «Наследие» и доктрина в системе источников иудейского права

§ 6. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками

§ 7. Мусульманское право и его источники. Коран

§ 8. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Роль принципов в системе иудейского права


1. Среди составных компонентов иудейского, равно как и любой иной системы, права, важную роль играют принципы права. «Традиционно они выступают как основополагающие идеи и положения процессов формирования и развития права, пронизывают собой всю систему права и в значительной мере предопределяют сущность, содержание и характер всего права.


Принципы иудейского права не содержатся в открытом и систематизированном виде ни в одном документе или источнике права. Это свойственно многим правовым системам. Но они достаточно легко распознаются и формулируются в процессе изучения самого права.


Принципы права не остаются раз и навсегда данными и неизменными. Вместе с развитием государства, права и общества они также развиваются и изменяются. Одни из них при этом в силу кардинального изменения материальной и политико-социальной среды утрачивают актуальность. Другие же, наоборот, приобретают и усиливают ее. Вместе же они, создавая и поддерживая на всем пути развития правовой системы ее целостность, динамизм и целенаправленность, обеспечивают тем самым, наряду с нормами и другими компонентами права, ее действенность и практическую значимость.


В тех же случаях, когда правовая система, как это случилось с современным иудейским правом, «главной проблемой» которого, по словам израильских авторов, является «стагнация», утрачивает в силу своей ортодоксальности и неприспособленности к современной жизни и порождаемым ею проблемам, прежнюю практическую значимость, не отвечает требованиям современности, она остается тем не менее, неотъемлемой составной частью культурного наследия народа и одним из важнейших факторов, оказывающих влияние как на процесс формирования и развития правового сознания общества и его правовой культуры, так и на процесс правотворчества и правоприменения.


Именно поэтому, как не без оснований отмечается некоторыми исследователями, было бы «трагическим разрывом со всем прошлым еврейского народа, если бы Израиль провозгласил себя чисто светским (purely secular) государством и отказался от иудейского права». Будущее, по их мнению, «еврейского государства во многом зависит от способности сохранения им культурной самобытности (identity) и от непрерываемой религиозности избранных людей».


Настала пора «после десятилетий колебаний и нерешительности, — пишет в связи с этим М. Элон, считающий современное израильское право «эклектичным», поскольку «оно вбирает в себя то, что ему кажется подходящим из многих и разных правовых систем», — определить четкую государственную линию в деле абсорбции еврейского права в судопроизводстве Израиля. Важный принцип, установленный в первые годы существования государства, что повсюду, где позволяет действительность, еврейское право должно служить главным источником законодательства — этот принцип должен неуклонно и последовательно проводиться в жизнь».


Следует заметить, что данное положение — призыв к повсеместному внедрению во все поры современного израильского права старого иудейского права, несмотря на то, что ему придается большая и не только юридическая, но и социально-политическая значимость, далеко не всеми еврейскими и зарубежными авторами одинаково позитивно воспринимается и одобряется.


Несомненно прав И. Ю. Козлихин — ответственный редактор и автор ведения к книге М. Элона «Еврейское право», вышедшей на русском языке в 2002 г., когда пишет, что «если речь идет о сохранении фундаментальных принципов, о культуре народа и праве как его части, то, конечно, современное право Израиля должно питаться из этого источника. Возрождение же еврейского права в том виде, когда оно существовало до XIX в., на мой взгляд, невозможно». Даже если принять во внимание, резонно замечает автор, тот факт, что современные государства склонны передавать часть своих полномочий, с одной стороны, международным организациям, с другой, негосударственным институтам, «что дает некоторые основания предполагать возможность становления некоторой новой формы правового плюрализма, то все же вряд ли еврейское религиозное право сможет найти свое место в этой новой системе. Ведь оно остается сугубо национальным, современный же мир интернационализируется...»


2. Рассматривая отдельные принципы иудейского права, обладающие регулятивным потенциалом и в этом смысле выступающие в виде источников иудейского права, следует выделить прежде всего такой принцип, как принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этническим, а позднее, по мере формирования нации, — с национальным началом.


Данный принцип прослеживается на протяжении всей истории развития иудейского права — со времени его возникновения и вплоть до наших дней. Разница между его ранним и более поздними периодами развития, включая современный период, заключается лишь в формах его выражения и проявления. Суть же этого принципа и его назначение во все времена существования иудейского права оставались без изменения. В конечном счете они сводились чаще всего к решению проблем этнического, а затем национального плана, в первую очередь с помощью средств религиозного характера и реже — наоборот. По общему правилу эти проблемы ассоциировались с сохранением и укреплением иудейской общности, этнической и национальной идентичности, религиозной и социальной самобытности.


На ранних этапах развития иудейского общества и его правовой системы эти проблемы решались исключительно на религиозном уровне, с помощью религиозных законов и заповедей.


Для сохранения иудейской общности и этнической идентичности, а также в целях сохранения уклада жизни, религиозной и социальной самобытности, существовавшие в тот период законы и заповеди запрещали, например, иудеям вступать в брак с чужеземками и чужеземцами. В священной Книге Неемии говорится, в частности, о том, что иудейский народ «вступил в обязательство с клятвою и проклятием» «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих». Тем же, кто нарушил данный закон, женившись на иноземках и чьи сыновья теперь «не умеют говорить по иудейски», Бог «сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса» и заклинал их «чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя».


Порицая царя Соломона, который «был любим Богом своим», которого «Бог поставил царем над всеми израильтянами», но которого «однако же чужеземныя жены ввели в грех», один из библейских пророков по имени Неемия риторически обращался к иудейскому народу: «И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?»


Однако в этом риторическом вопросе заложен глубокий смысл. А именно — беспокойство по поводу того, что, нарушая существующие законы и заповеди, иудеи, сами того не подозревая, разрушают основы сложившегося религиозного и социального уклада жизни, благодаря которому они не один раз преодолевали жизненные невзгоды, размывают этническую общность всех евреев, исторически сложившуюся на базе их определенной самодостаточности и самоизолированности, подрывают их самобытность.




Источники права. Учебное пособие

В пособии рассмотрен широкий круг теоретически и практически значимых вопросов, касающихся источников современного российского и зарубежного права. Общетеоретический анализ источников права дополнен их сравнительным исследованием применительно к правовой системе постсоветской России, романо-германской правовой семье, к системе общего права, а также к религиозным правовым системам. Для преподавателей, научных работников, студентов, слушателей и аспирантов юридических вузов и всех интересующихся вопросами общей теории государства и права.

419
Юридическая Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие

Юридическая Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие

Юридическая Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие

В пособии рассмотрен широкий круг теоретически и практически значимых вопросов, касающихся источников современного российского и зарубежного права. Общетеоретический анализ источников права дополнен их сравнительным исследованием применительно к правовой системе постсоветской России, романо-германской правовой семье, к системе общего права, а также к религиозным правовым системам. Для преподавателей, научных работников, студентов, слушателей и аспирантов юридических вузов и всех интересующихся вопросами общей теории государства и права.

Внимание! Авторские права на книгу "Источники права. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством!