|
Оглавление§ 3. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права § 4. Формы и источники позитивного права § 5. Естественное право: формы и источники § 6. Системно-иерархический характер форм и источников права § 2. Классификация законов: критерии, виды § 3. Коллизия и конкуренция законов § 4. Конституция РФ 1993 года — основной закон современного российского государства § 5. Сравнительный анализ конституций России 1978 и 1993 годов: их общее и особенное § 2. Постановления правительства РФ и федеральные ведомственные акты § 3. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации § 4. Правовая политика современной России и региональные акты § 5. Акты органов местного самоуправления и другие источники права § 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования § 4. Международный договор в системе источников современного российского права § 2. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества § 3. Судебная практика как источник современного российского права § 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества § 2. Проблемы определения понятия источника романо-германского права § 3. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации § 4. Закон в системе источников романо-германского права § 5. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды § 7. Соотношение прецедента с другими источниками права § 2. Основные периоды становления и развития общего права и его источников § 3. Понятие и основные виды источников англосаксонского права § 4. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права § 5. Соотношение закона и прецедента в системе общего права § 7. Обычай в англосаксонском праве § 8. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права § 9. Договор в англо-саксонском праве: основные положения § 3. Формы и содержание преторского права — предтечи современного прецедентного права § 4. Прецедентный характер преторского права § 3. Роль принципов в системе иудейского права § 4. Понятие и виды источников иудейского права § 7. Мусульманское право и его источники. Коран § 8. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 4. Понятие и виды источников иудейского права1. Решая вопрос о понятии источника иудейского права, израильские авторы исходят из широко распространенного «в любой судебно-правовой системе» трехзначного значения термина «источник». Это прежде всего: а) «записанные источники права» (the literary Sources of Law, Die Erkenntnisquellen des Rents, etc.), под которыми понимаются «все зарегистрированные источники, которые действуют в данной судебной системе», такие, например, как «сборники законов и постановлений» и др.; б) «Исторические источники права» (Historical Sources of Law, die Historischen Quellen des Rechts, etc.), под которыми имеются в виду те источники, которые «в результате исторических процессов стали источником определенной правовой нормы» (например, нормы римского права, и др.). При этом поясняется, что «в широком понимании к историческим источникам можно причислить любой фактор — экономический, общественный, моральный, который повлек за собой образование определенных правовых норм»; и в) «юридические источники права» (Legal Sources of Law, die Entstehungs quellen des Rechts, etc.), под которыми подразумеваются «источники становления и образования права». Речь идет о «тех источниках и путях, которые адаптируются самой судебной системой для придания законной силы определенной правовой норме». Необходимо отметить, что в данном, равно как и в других аналогичных случаях, речь идет не только и даже не столько об источниках иудейского религиозного права, сколько — израильского светского, сионистского права. Ибо когда имеются в виду только источники религиозного иудейского права, то ситуация возникает несколько иная и представление об источниках несколько иное. Дело в том, что будучи религиозным по своей природе и характеру правом, иудейское право имеет и соответствующие этой природе и характеру источники. С общетеоретической точки зрения они традиционно определяются израильскими авторами, с одной стороны, как «точно переданные слова Бога», а с другой, — как их «божественно вдохновленная интерпретация (толкование)». Первоначально иудейское право было устным правом, содержавшим в себе, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных» установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голосу», и др. По мере своего развития иудейское право постепенно приобретало письменный характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100 г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества». В системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план. Внимание! Авторские права на книгу "Источники права. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |