|
Оглавление§ 3. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права § 4. Формы и источники позитивного права § 5. Естественное право: формы и источники § 6. Системно-иерархический характер форм и источников права § 2. Классификация законов: критерии, виды § 3. Коллизия и конкуренция законов § 4. Конституция РФ 1993 года — основной закон современного российского государства § 5. Сравнительный анализ конституций России 1978 и 1993 годов: их общее и особенное § 2. Постановления правительства РФ и федеральные ведомственные акты § 3. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации § 4. Правовая политика современной России и региональные акты § 5. Акты органов местного самоуправления и другие источники права § 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования § 4. Международный договор в системе источников современного российского права § 2. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества § 3. Судебная практика как источник современного российского права § 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества § 2. Проблемы определения понятия источника романо-германского права § 3. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации § 4. Закон в системе источников романо-германского права § 5. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды § 7. Соотношение прецедента с другими источниками права § 2. Основные периоды становления и развития общего права и его источников § 3. Понятие и основные виды источников англосаксонского права § 4. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права § 5. Соотношение закона и прецедента в системе общего права § 7. Обычай в англосаксонском праве § 8. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права § 9. Договор в англо-саксонском праве: основные положения § 3. Формы и содержание преторского права — предтечи современного прецедентного права § 4. Прецедентный характер преторского права § 3. Роль принципов в системе иудейского права § 4. Понятие и виды источников иудейского права § 7. Мусульманское право и его источники. Коран § 8. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу§ 7. Обычай в англосаксонском правеИсходя из того, что обычай, наряду с другими источниками англо-саксонского права, изначально играл в ней значительную роль, в научной литературе ему традиционно уделялось большое внимание. В связи с этим сложилось множество определений понятия обычая и много разных представлений о нем, каждое из которых по-своему «вписывается» в логическую структуру англосаксонского, равно как и любого иного, права. В отечественной научной литературе обычаи рассматриваются, например, в виде правил поведения, сложившихся в результате их фактического многократного применения, в виде таких норм, которые становятся обязательными для граждан и их объединений в силу многократного их повторения. Обычай — это «стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов». В зарубежной, в частности, английской литературе под обычаями понимают сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения людей, имеющие, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. В Международной энциклопедии сравнительного права термином «обычай», вошедшим в повседневный словарный оборот всех народов и всех стран, обозначается «привычное поведение людей в данном обществе или локальном сообществе». Существуют и другие в той или иной степени различающиеся определения понятия обычая и представления о нем. Однако все они сводятся к следующему. Во-первых, обычаи — это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей. Во-вторых, обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев. Известный немецкий ученый Л. Гумплович был прав, когда писал, что «согласно человеческий природе» частое повторение какого-либо действия или «продолжительное, терпеливое перенесение такого» создает у людей стремление как «к известному действию, так и к перенесению чужих действий». Что человек делает сначала лишь в силу необходимости или «под давлением власти, то впоследствии становится у него уже обычным образом действия и нормальным перенесением такого давления, если необходимость эта постоянно повторяется, если сила эта воздействует на него в течение продолжительного времени». В-третьих, обычаи относятся к такому виду неправовых социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия. Однако со временем, по мере их дальнейшего развития и утверждения в общественной жизни, обычаи, все более утрачивая свой эмоциональный характер, усиливают свое рациональное начало, становятся активными регуляторами общественных отношений в странах общего права. Аналогичная эволюция в характере обычаев наблюдается также в странах, национальные правовые системы которых относятся к другим правовым семьям. В-четвертых, обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной манере поведения, очерченной рамками этого обычая. Привычка становится «второй натурой» человека (человек — «раб привычки»), его естественным желанием и потребностью вести себя так, как это предписывается обычаем, а не иначе. Конечно, было бы упрощением считать, что в процессе становления и развития общества за обычаями не стояло никакой государственной или общественной силы. Властвование действует сначала насильственно и «всеми соответствующими средствами порабощает человека», но с течением времени, когда данное господство сумеет утвердиться, он привыкает к этому и тогда уже считает свое положение вполне естественным. «Само собою разумеется, что держащий в своих руках власть еще легче и скорее осваивается с милой привычкой господствовать. И вот со временем проявление этой приятной привычки представляется ему как нечто зиждущееся на высшем порядке вещей и установленное самим Богом». Итак, «естественная сила привычки, захватывая людей и в радости и в горе, ведет к тому, что как властвующие, так и подвластные со временем считают естественным, соответствующим высшему порядку и угодным Богу то положение вещей, которое первоначально было создано насильственным путем». Внимание! Авторские права на книгу "Источники права. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |