|
Оглавление§ 3. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права § 4. Формы и источники позитивного права § 5. Естественное право: формы и источники § 6. Системно-иерархический характер форм и источников права § 2. Классификация законов: критерии, виды § 3. Коллизия и конкуренция законов § 4. Конституция РФ 1993 года — основной закон современного российского государства § 5. Сравнительный анализ конституций России 1978 и 1993 годов: их общее и особенное § 2. Постановления правительства РФ и федеральные ведомственные акты § 3. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации § 4. Правовая политика современной России и региональные акты § 5. Акты органов местного самоуправления и другие источники права § 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования § 4. Международный договор в системе источников современного российского права § 2. Советский и постсоветский периоды развития идей судейского правотворчества § 3. Судебная практика как источник современного российского права § 4. Правовые позиции конституционного суда как форма судейского правотворчества § 2. Проблемы определения понятия источника романо-германского права § 3. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации § 4. Закон в системе источников романо-германского права § 5. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды § 7. Соотношение прецедента с другими источниками права § 2. Основные периоды становления и развития общего права и его источников § 3. Понятие и основные виды источников англосаксонского права § 4. Место и роль законов в системе источников англосаксонского права § 5. Соотношение закона и прецедента в системе общего права § 7. Обычай в англосаксонском праве § 8. Правовая доктрина и «Разум» как источники англосаксонского права § 9. Договор в англо-саксонском праве: основные положения § 3. Формы и содержание преторского права — предтечи современного прецедентного права § 4. Прецедентный характер преторского права § 3. Роль принципов в системе иудейского права § 4. Понятие и виды источников иудейского права § 7. Мусульманское право и его источники. Коран § 8. Сунна, кияс и другие источники мусульманского права Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 4. ИСТОЧНИКИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИУДЕЙСКОГО И МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА)§ 1. Исторические предпосылки формирования и развития источников иудейского права1. Для глубокого и разностороннего понимания иудейского права и его источников весьма важным представляется предварительно рассмотреть исторические предпосылки его формирования и развития, имея прежде всего в виду, как подчеркивает израильский автор М. Элон, тот факт, что «история еврейского права насчитывает более трех тысячелетий» и что «истоки его сродни другим правовым системам Древнего Востока». В отечественной и зарубежной литературе изучению иудейского права и его источников уделяется определенное внимание. Однако с учетом глубокой исторической значимости иудейского права не только для еврейского народа, но и для ряда других соседних народов, его огромного влияния на их общую и правовую культуру, а также на развивающуюся в пределах их воздействия экономическую и социально-политическую жизнь, правовую теорию и правоприменительную практику этого, как представляется, крайне недостаточно. Определенный интерес представляет, в частности, уникальный факт развития иудейского права и его источников в условиях, свидетельствует М. Элон, когда «еврейский народ был лишен государственной независимости» и когда он был «рассеян по разным диаспорам», включая еврейскую диаспору в России. Необходимость и важность глубокого и разностороннего изучения иудейского права наряду с другими правовыми системами и семьями обусловливаются не одними лишь причинами философского или религиозно-этического порядка, о чем периодически упоминается в научных исследованиях. Они предопределяются также причинами сугубо прикладного, прагматического плана. Речь идет, в частности, о том, что без глубокого понимания сущности и содержания иудейского права, его социальной роли и значения в жизни древнего еврейского общества практически невозможно до конца понять современное израильское право, в особенности семейное право, которое создавалось и развивалось на основе многовековых религиозных, национальных, исторических и социальных традиций и обычаев. Невозможно также обстоятельно понять и другой, более широкий, значительно выходящий за рамки рассмотрения иудейского права, но традиционно обсуждающийся во многих странах мира так называемый еврейский вопрос. «Все говорят о еврейском вопросе, — писал по этому поводу еще в первой половине XX в. граф Д. Граббе — переводчик книги «Евреи и Талмуд», написанной известным французским исследователем Ф. Бренье, — все трактуют его вкривь и вкось, но мало кто знает, в чем же состоит этот вопрос и что же представляет из себя этот еврей, которого так ненавидят». Думаю, заключал автор, для того, «чтобы понять еврея, надо, хотя бы вкратце, ознакомиться с его историей и его мировоззрением...». По аналогии можно сказать: для того чтобы понять современную правовую систему Израиля и ее источники — право исторической родины евреев — необходимо «хотя бы вкратце» ознакомиться с правовой системой древних евреев, иудеев — ее исторической и религиозно-этической предшественницей. В свете сказанного весьма трудно согласиться с позицией Р. Давида, К. Жоффре-Спинози и ряда других авторов-компаративистов, выделяющих среди «основных систем современного права» наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей мусульманское и индусское право — религиозные системы права — и в то же время «оставляющих в стороне» иудейское право лишь на том основании, что сфера влияния этого права «значительно уже» («куда более ограничена»), чем сфера влияния других правовых систем и семей. Развивая свою мысль, авторы поясняют, что «интернациональная солидарность евреев в той мере, в какой она существует, никогда не выражалась в стремлении поставить иудейское религиозное право выше, чем действующее право страны, в которой они обладают влиянием. В этом плане иудейское право не играет такой роли, как, например, мусульманское право». С последним высказыванием нельзя спорить, если принимать во внимание лишь современные и к тому же «количественные» параметры правовых семей и систем — степень охвата ими современных стран и народов. Однако подобную позицию трудно воспринять, если исходить из «качественных параметров» иудейского права, рассматриваемого в историческом аспекте, а именно, из беспрецедентной длительности его исторического существования и глубины его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы. 2. Среди исследователей, занимающихся иудейским правом, нет единого представления как о нем самом, так и его источниках. Ибо, если одни из них акцентируют внимание прежде всего на том, что данное вправо является правом, сформированным древними обычаями религиозных иудеев, «правом их земли» и что это право (в современном его звучании) есть скорее «нечто фактическое, нежели юридическое», то другие исследователи рассматривают иудейское религиозное право как систему «юридических норм, регулирующих различные стороны повседневной жизни евреев и их верований». Содержание подобной системы, по мнению авторов, формируется в основном из «норм обычного права, весьма почитаемых соблюдающими их евреями всего мира на протяжении более чем двух тысяч лет». Внимание! Авторские права на книгу "Источники права. Учебное пособие" (Марченко М.Н.) охраняются законодательством! |