|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу2.2. КатолицизмКатолицизм (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — самое крупное по численности направление христианства. Оно образовалось в результате раскола, произошедшего в христианской церкви в 1054 г., в результате которого в Западной Европе утвердился католицизм, в Восточной — православие. Однако организационное и догматическое оформление западного (католического) христианства началось значительно раньше — в IV—V вв. и закончилось только на рубеже XII—XIII вв. Католики организационно едины, главой их церкви является Папа Римский (поэтому официальное название церкви — Римско-католическая). Католики ввели некоторые изменения в догматической области по сравнению с догматикой ранней христианской церкви, важнейшими из которых стали постулаты о верховенстве Папы Римского (Святого Престола) в Христианской Церкви и его непогрешимости в делах веры и морали, так как он считается преемником апостола Петра и наместником Иисуса Христа на Земле. В понимании католиков Папа Римский должен обязательно обладать светской властью, так как в этом они видят единственную гарантию независимости церкви от светских властей. Папа Римский — суверен государства Ватикан, которое является административным и духовным центром католической церкви. Рис. 2.1. Основные христианские направления [11] Нововведением католицизма стали также филиокве — догматы об исхождении Святого духа от Отца и Сына (а не только от Отца, как было принято во времена первых Вселенских соборов) и о чистилище — своеобразном промежуточном звене между раем и адом, где мучения грешников не столь сильны, как в самом аду. Для католицизма характерно особое почитание Богородицы, в связи с чем были приняты догматы о непорочном зачатии Девы Марии ее матерью Анной и о телесном вознесении ее на небо. Отличительной чертой католицизма является также учение о «сверхдолжных заслугах», т.е. добрых делах, совершенных святыми сверх необходимых им для личного спасения (сверх личного религиозного долга). Согласно учению католической церкви, эти заслуги не пропадают втуне, а пополняют церковную сокровищницу благочестия. В дальнейшем церковь может распоряжаться этим «запасом» благочестия по своему усмотрению. С этим связана практика выдачи индульгенций (лат. — снисхождение) — грамот об отпущении грехов их владельцам. Практика продажи индульгенций, вызывавшая возмущение по всей Европе, способствовала развитию Реформации. В настоящее время практика продажи индульгенций в католицизме запрещена, и для того чтобы получить индульгенцию, необходима практика благочестия и совершение дел милосердия. В католицизме, как и в православии, существует три степени священства: диакон, пресвитер и епископ. Особое место в католической церкви занимают кардиналы, обладающие исключительным правом выбирать Папу. В католической церкви не только монахи, но и все духовенство целибатное (безбрачное). Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), возглавляемый приходским священником. Десять приходов образуют деканат, которым руководит священник-декан, координирующий деятельность своих приходов. В свою очередь деканаты объединены в епархии (диоцезы), возглавляемые епископами, несколько диоцезов составляют митрополию, которой руководит архиепископ. Главы некоторых митрополий имеют почетные титулы патриархов (Венеция, Лиссабон, Гоа, Иерусалим). Митрополит старейшей по времени образования епархии национальной церкви носит звание примаса — первого (например, в Польше — это архиепископ Гнезно, во Франции — Реймса). Все епископы Римско-католической церкви равны по отношению друг к другу и подчиняются непосредственно Папе Римскому. Монашество в католицизме разделено на множество орденов-сообществ. Всего насчитывается около 140 орденов, каждый из которых имеет собственный устав. Уставы некоторых предполагают строгую иерархическую структуру (генеральный настоятель, провинциал, местный настоятель), для других характерна автономия каждой общины. Ордена бывают как мужские, так и женские. Имеются так называемые нищенствующие ордена (францисканцы, капуцины, доминиканцы и др.), уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом, приносящим доход. Другие ордена имеют право заниматься экономической деятельностью, доход от которой идет в орденскую казну. Члены контемплятивных (созерцающих) монашеских орденов (например, бенедиктинцы) основное внимание уделяют молитве и богослужению, активных — миссионерской, образовательной и научной деятельности, делам милосердия (лазаристы, иезуиты). Настоятели и настоятельницы монастырей имеют духовный сан аббата или аббатисы. Крупнейшими по численности католическими орденами являются иезуиты (20,5 тыс.), францисканцы (20 тыс.), салезианцы (18 тыс.), иоанниты (10 тыс.), бенедиктинцы (8 тыс.), доминиканцы (6,5 тыс.), августинцы (3 тыс.). Старейший католический орден — бенедиктинский, первые его монастыри были основаны в VII в., устав святого Бенедикта послужил образцом для уставов большинства монашеских орденов католицизма [9]. Кроме догматических особенностей в католицизме существует обрядово-культовая специфика. Католики с XVI в. пользуются григорианским календарем вместо старого юлианского, принятого в ранней христианской церкви. Католическое богослужение (месса) традиционно для христианства, основу его составляет литургия. Во время литургии используется орган. Верят, что во время литургии вино и хлеб непосредственно (субстанционально) превращаются в кровь и плоть Иисуса Христа — догмат о пресуществлении. Причащение для мирян чаще всего ограничивается только хлебом, в то время как клир получает полное причастие. В причастии используется не квасной, как в православии (просфоры), а пресный хлеб — облатки. Католики поклоняются кресту, мощам, иконам и другим изображениям святых, ангелов и Богородицы. Процесс причисления к лику святых — канонизация — в католической церкви включает две ступени: беатификацию, или причисление к лику блаженных, и сантификацию, или обретение собственно статуса святого. Правом проводить канонизацию обладает исключительно Папа Римский. Для обретения статуса блаженного необходимо минимум одно зафиксированное чудо, совершенное кандидатом, для святого их должно быть несколько. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |