|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПРЕДИСЛОВИЕРелигия существует так же долго, как существует само человечество. В течение своей жизни человек так или иначе сталкивается с религией. Вот уже много веков ученые пытаются объяснить, что представляет собой религия, какова ее роль в жизни человечества. Прошедший век, особенно его конец, стал, с одной стороны, временем возвращения в мировую общественную жизнь религиозного экстремизма и фанатизма. Пример этому — террористическая деятельность мусульманских экстремистов в Египте, Алжире, Палестине и Чечне, в результате которой гибнут тысячи людей, в том числе и либерально мыслящих мусульман. Террористом номер один в мире стал Усама бен Ладен, объявивший священную войну — джихад — против западного образа жизни. Это дало возможность говорить о начале периода новых религиозных войн в истории человечества. Однако религиозный взрывной потенциал отнюдь не ограничивается сферой распространения ислама. Религиозными мотивами объяснил свой поступок фанатик-иудаист, убивший в 1995 г. лауреата Нобелевской премии мира премьер-министра Израиля Ицхака Рабина. С начала 1990-х гг. Индия стала ареной насильственных действий индуистов-коммуналистов, разрушавших мусульманские святыни. В Японии необуддийская секта Аум Синрикё осуществила серию атак отравляющим газом, в результате которых в токийском метро погибли десятки людей. Наконец, по всему миру полыхают конфликты, имеющие религиозную окраску. Это Ольстер, Косово, Босния, Кашмир. К сожалению, этот список можно продолжить. Одновременно с экстремизмом растет понимание взаимосвязанности и взаимозависимости всех людей, всех живых существ. Все больше осознается единство всех религий, их доктрин, учений, культа и практик. Люди начинают открывать для себя, что это различные аспекты проявления божественной силы, высшей реальности; наследие всего человечества. Вот что сказал по этому поводу Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо: «Есть много различных религий, и каждая из них ценна. В каждой религии есть послание человечеству. Есть много типов мышления и установок сознания, поэтому чем больше религий, тем большему количеству людей они могут помочь. У религий есть и серьезные фундаментальные различия. Например, в христианстве, иудаизме, исламе, некоторых индийских религиях есть вера в Бога, Создателя. В то же время буддизм, джайнизм, некоторые другие древнеиндийские религии отрицают существование Бога как создателя. Несмотря на отличия, все эти религии учат нас быть хорошими людьми. Их главное послание — практика любви, сострадания и прощения». В Калмыкии, отметившей в 2009 г. юбилей добровольного вхождения в состав Российского государства, «в течение четырех столетий калмыки-буддисты живут в мире, согласии и взаимопонимании с духовными братьями: православными и мусульманами. Мы вместе отмечаем праздники, вместе превозмогаем трудности», — подчеркивают главы конфессий республики. В XX в. представители различных конфессий объединяются в совместном противостоянии безнравственности, в осуществлении благотворительных и образовательных проектов, руководствуясь словами святого Викентия Леринского: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |