|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу5.5. Индуизм за пределами ИндииПервая волна распространения индуизма за границы Южной Азии прошла еще до наступления новой эры [10]. В те времена существовала оживленная торговля между южноиндийскими империями (Чолов, Паллавов, Чалукьев и др.) и государствами, существовавшими в Юго-Восточной Азии. Вместе с первыми эмигрантами в эти страны начали проникать и основы индуизма. В этот период индуизм стал господствующей религией на Яве, Суматре, в Мьянме, Таиланде, Малайзии и Камбодже. Индуистскими были государства Маджапахит и Шривиджая (на Яве, Суматре и Малакке), Камбуджадеша (в Камбодже, Лаосе и Таиланде), Паган (в Мьянме) и др. Вплоть до наших дней ритуалы королевских дворов Камбоджи и Таиланда носят преимущественно индуистский характер и поддерживаются местными семьями брахманов. В большинство стран Юго-Восточной Азии письменность пришла из Индии, и этот факт имеет непосредственную связь с индуизмом, потому что только знание санскрита позволяло читать священные книги. Величественные храмы Лара-Джонграт (Ява), посвященный Шиве, и Анкор-Ват (Камбоджа), воздвигнутый в честь Вишну, стали символами могущества индуизма. Всемирно известный буддийский храм Боробудур (Ява), символика которого во многом заимствована из индуизма, — яркий пример индуистского влияния в регионе. Под влиянием местных религиозных традиций индуизм претерпевал существенные изменения и стал отличаться от своего классического индийского варианта. В VI — VII вв. наряду с индуизмом в качестве государственной религии почти повсеместно в Юго-Восточной Азии стал распространяться буддизм. Однако в регионе не было острого конфликта между этими религиями, и во многих храмах рядом с изображениями Будды находились статуи индуистских богов и лингамы. В XIII — XIV вв. индуизм почти полностью исчезает из региона на юге (Индонезия и Малайзия) под влиянием ислама, на севере — буддизма. Во многом гибель индуизма в Юго-Восточной Азии объясняется потерей его влияния в самой Индии, завоеванной мусульманами. Страны региона переориентировались на связи с мусульманскими правителями Ближнего Востока и Южной Азии и с буддийским Китаем. Индийская миграция, достигшая своего максимума в VIII в., практически прекращается к концу XIII в. Единственным прибежищем индуистской элиты побежденных мусульманами государств Юго-Восточной Азии стал остров Бали, где индуизм господствует до настоящего времени. Мусульманское нашествие и доминирование арабов на море определило в значительной мере изменение самого отношения индуистов к мореплаванию. В индуизме закрепился ритуальный запрет на пересечения океанских вод, которые стали называться «кала пани» («черные воды»). Религия Бали — агама хинду дхарма, или агама тиртха («индийская религия», или «религия священной воды»). На Бали индуизм (первоначально в его шиваистском варианте) сильно изменился, вобрав в себя древние обычаи и поверья. Отличию местного индуизма от индийского варианта способствовала почти тысячелетняя оторванность Бали от индуистского мира, контакты с единоверцами балийские индуисты восстановили лишь в 1927 г., после визита на остров Рабиндраната Тагора. Балийцы по-иному воспринимают идею реинкарнации: считают, что душа может переселяться только в пределах одного рода. Кастовая система не такая жесткая, как в Индии. Нет на Бали и запрета на повторные браки вдов и, конечно, не существует сати — обряда сожжения вдов (относительно распространенного в Индии, позднее запрещенного законом). Большое значение в балийском культе уделяется почитанию гор и рек. Горы на севере острова, согласно балийской религиозной традиции, считаются обиталищем богов (каджа), а юг и море — прибежищем темных сил (келод). Священная гора и вулкан Гунунг-Агунг (Верховная гора) заменила балийцам индийский Кайлас в Гималаях и стала считаться домом Шивы и центром мира. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |