|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраянаВсе удивительное многообразие форм учения Будды развивалось и существует в двух (можно сказать, в трех, включая ваджраяну) основных направлениях. Согласно схеме, принятой в традиции махаяны, вся буддийская традиция подразделяется на хинаяну и махаяну. В свою очередь традиция тхеравада (хинаяна) не принимает этой схемы и наименования «Малая колесница». Тхеравадины полагают себя хранителями и носителями чистого, не искаженного учения Будды Шакьямуни, а ту обширную традицию, именующую себя махаяной, — поздним искажением Его Дхармы. ХинаянаХинаяна (Малый Путь, Узкий Путь [к освобождению]) — это не самоназвание направления. Малым Путем ее назвали сторонники Нагарджуны (II—III вв. н.э.), заложившего основы Великой колесницы буддизма. Хинаяна была представлена более чем 18 школами, из которых в наши дни существует тхеравада (санскр. «стхавиравада» — учение старейшин). Традиция тхеравады претендует на точную передачу учения Будды Шакьямуни. Тхеравада — школа строгого следования правилам Винаи для монахов, поскольку считается, что только они входят в буддийскую общину. Для них Будда — существо, достигшее Просветления естественным путем в процессе духовного совершенствования, длившегося многие сотни рождений в различных формах жизни. Тхеравада выдвигает идеал достижения человеком состояния архата в результате постепенного исчерпания кармы. Широко используются медитативные техники випассана, шаматха и др. Тхеравада уделяет меньше внимания философским исканиям, чем буддизм махаяны. В каждой из стран распространения школа подразделяется на ряд подшкол и имеет культовые особенности, на которых сказались многовековые связи с местными религиями. Для современной тхеравады в отличие от махаяны характерен более простой культ. В конце IV — начале III в. до н.э. сформировалась школа махасангхика (санскр. — сторонник большой общины). Первоначально расхождения адептов этой школы со старейшинами тхеравады были сформулированы в пяти пунктах несогласия с идеей «совершенной святости архата». В III в. до н.э. возникла школа сарвастивада (санскр. — учение о том, что все [дхармо-частицы] существуют). Сарвастивадины полагали, что бытие дхармо-частиц реально. Они говорили: «все существует», понимая под словом «все» все дхармо-частицы прошлого, настоящего и будущего. Сарвастивада внесла огромный вклад в развитие философии Абхидхармы. Благодаря полемике ее представителей как между собой, так и с представителями махаяны буддизм обогатился сложными, глубокими и интересными системами философских знаний: онтологии (теории бытия), гносеологии (теории познания), этики, сотериологии (учения об освобождении). Школа вайбхашика (санскр. — разъяснение, описание) развивала идеи ранней сарвастивады. В вайбхашике анализ потока дхармо-частиц переходил на проблемы этики. Утверждалось, что в жизненных потоках непременно присутствуют дхармо-частицы омрачения (клеша). Среди них есть авидья — незнание, хаос, заблуждения «от ума». Религиозно-нравственное очищение — прежде всего забота об искоренении клеш и аваран (интеллектуальных препон на Пути освобождения), что является улучшением кармы человека. В соответствии с взглядами вайбхашики религиозные процедуры, обряды, обеты оказывают воздействие на процессы сочетания дхармо-частиц, независимо от того, выполняет ли их адепт Абхидхармы или простой человек. Школа саутрантика (санскр. — приверженец сутр) возникла во II в. н.э. после раскола на Четвертом Буддийском соборе. Саутрантики Словом Будды считали только Сутра-питаку. Они отрицали возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем. Жизнь монахов и мирян в традиции тхеравадыМонашеская организация тхеравады основана на принципах, изложенных в дисциплинарной части Типитаки — Виная-питаке. Вступающий в сангху должен пройти обряд, главной частью которого является принятие в присутствии сангхи тройственного прибежища: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежища в Дхарме, я ищу прибежища в сангхе». Каждый обет повторяется трижды. Так человек расстается с миром и становится послушником в монастыре. Завершив период послушничества, он получает посвящение в монахи (бхиккху). Через десять лет он становится старейшиной (тхера), а через 20 — великим старейшиной (махатхера). В Шри-Ланке монашество принимается на всю жизнь. В других странах тхеравады монах может провести в сангхе несколько недель, месяцев или лет и после этого вернуться к мирской жизни. В Мьянме, Таиланде и Камбодже практикуется временное монашество — каждый юноша-буддист в течение нескольких недель или месяцев проводит в монастыре. Монах должен воздерживаться от спиртного и табака, не принимать пищу с полудня до утра следующего дня и соблюдать чистоту в помыслах и поступках. Утром монахи выходят просить милостыню. Два раза в месяц (в новолуние и полнолуние) на собрании сангхи читается патимоккха, после чего монахи открыто исповедуются в нарушениях дисциплины. За большие прегрешения (нарушение целомудрия, кражу, убийство, обман в духовных делах) монах изгоняется из сангхи. Меньшие прегрешения при раскаянии прощаются с назначением различных дисциплинарных наказаний. В число главных занятий монаха входит изучение и декламация священных текстов и буддийское созерцание. Практикуются 40 упражнений для развития безмятежности и три упражнения для развития прозрения. В качестве основного сочинения для изучения методов созерцания используется «Висуддхи-магга» Буддхагхоши (V в.). Монахи поддерживают регламентированные Винаей контакты с мирянами. Как правило, в каждой деревне есть, по меньшей мере, один монастырь, отвечающий за духовное воспитание ее жителей. Монахи дают детям общее религиозное образование, проводят различные церемонии и обряды, на похоронах читают тексты «Триратна» («Три драгоценности») и «Панчасила» («Пять обетов»), исполняют гимны о разрушении всего, составленного из частей. В тхераваде имеется традиция лесных отшельников, существующих вне монашеских организаций и не проповедующих Дхарму среди мирян. Очевидно, это современные наследники древнеиндийской традиции пратьека-будд (будд-одиночек). Жизнь мирян в традиции тхеравады регламентирована обетами упасаки (для мужчин) и упасики (для женщин). Миряне читают формулу прибежища «Триратна», в определенных случаях воздерживаются от пищи после полудня, использования духов и цветочных гирлянд, слишком мягких сидений и постелей. Сиголавада-сутта содержит руководства по организации подобающих отношений между учителями и учениками, мирянами и членами сангхи, родителями и детьми, мужьями и женами, друзьями и т.д. Многие миряне устраивают в своих домах небольшие алтари. Все регулярно посещают храмы, собираются слушать проповеди ученых монахов и по возможности совершают паломничества к святым местам. В храмах тхеравады имеются статуи, изображающие исторического Будду Шакьямуни. Наиболее распространены образы сидящего Будды либо лежащего в симха-асане (санскр. — поза льва) перед уходом в окончательную нирвану. Изображениям Шакьямуни в тхераваде не поклоняются как образам божества, их почитают как напоминания о жизни и деяниях великого Учителя, которым необходимо следовать. Завершая разговор о хинаяне, следует отметить, что тхеравада пронесла свою идентичность сквозь периоды войн в древности, падения и становления империй, колонизации территорий ее распространения европейцами. Монахи тхеравады традиционно критиковались представителями махаяны за то, что прилагали усилия лишь к собственному освобождению и выказывали безразличие к спасению мирян. На эти упреки апологеты хинаяны отвечали, что только монах-бхиккху может достичь нирваны, миряне должны вести добродетельный образ жизни и почитать монашескую общину — сангху, чтобы затем в одном из следующих рождений стать готовыми для того, чтобы принять монашество, вступить на путь, ведущий к нирване. Как отмечают ученые, буддизм тхеравады в целом сохраняет именно те формы, в которых он некогда существовал в Индии [4]. Одно из отличий заключается в переходе от бродячей жизни к жизни в монастырях, хотя институт нищенствующих монахов сохранился. Для буддизма тхеравады характерна тесная связь с государством и активное участие в политической жизни. Сами тхеравадины находят прецедент в деятельности императора Ашоки как образце государственной причастности к жизни сангхи. Взаимодействие государства и сангхи рассматривается тхеравадой как фактор, благотворно сказывающийся на жизни людей. МахаянаВозникновение махаяны (Великой колесницы, Широкого Пути [к освобождению]) обычно связывают с деятельностью Нагарджуны (П—Ш вв. н.э.), часто именуемого Вторым Буддой, хотя зарождение раннемахаянских идей многие буддологи относят к I в. до н.э. Появление учения Великой колесницы знаменовало собой новый этап развития буддизма. Махаяна вобрала в себя концепции хинаяны, дополнив и переосмыслив их. В махаяне были по-новому осмыслены концепции Срединного Пути, сущность дхармо-частиц потока сознания, нравственные идеалы и др. Махаяна выдвинула новые учения — о трех телах Будды, сознании-сокровищнице. В рамках этого направления происходило развитие философских доктрин. В махаяне само понятие Мадхьяма пратипад (пали — маджджхима патипада; санскр. — Срединный Путь) дополнилось новым смыслом. Следует сказать, что Срединный Путь — изначальное название учения Будды о практике духовного освобождения. Будда советовал своим последователям избегать двух крайностей: изнурять свое тело отшельническими практиками и узами аскетизма ради достижения освобождения и потакать чувственным удовольствиям. В домахаянских текстах Срединный Путь — синоним Восьмеричного Пути. «В махаяне понятие Срединного Пути дополнилось новыми смыслами, такими как средняя позиция между любыми противоположными точками зрения и вообще между любым «да» и любым «нет». Так, согласно мадхъямике (школе махаяны), суждения «нечто есть» или «ничего нет» лишь усугубляют заблуждения, ибо мудрый не судит ни о бытии, ни о небытии; утверждать вечные начала или отрицать их — в равной мере бессмысленно. Поэтому Срединный Путь есть видение взаимозависимости и пустоты, отсутствия самосущего» [2, с. 166]. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |