Религия Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Религии народов мира. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Религия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2014
ISBN: 9785392139170
Язык:
Объем текста: 584 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Теоретические аспекты изучения религий этногеографии. 1.1. Религиоведение. Взгляды философов, ученых, богословов на религию

1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии

1.3. Краткая история возникновения религий

1.4. Классификация религий

1.5. Религия и этнос

Глава 2. Христианство

2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства

2.2. Католицизм

2.3. Протестантизм

2.4. Современное православие

2.5. Восточные православные церкви

2.6. Восточные католические церкви

Глава 3. Ислам

3.1. История возникновения и основы вероучения ислама

3.2. Направления в исламе

3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система

Глава 4. Буддизм

4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма

4.2. Учение буддизма

4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна

4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство

4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места

Глава 5. Индуизм

5.1. Основы вероучения и история индуизма

5.2. Боги индуизма

5.3. География индуизма

5.4. Места паломничества в индуизме

5.5. Индуизм за пределами Индии

Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения

6.1. Иудаизм

6.2. Зороастризм

6.3. Джайнизм

6.4. Сикхизм

6.5. Даосизм

6.6. Конфуцианство

6.7. Синтоизм

6.8. Бахаизм

6.9. Мандеизм

6.10. Каодаизм

6.11. Тэнри-кё

6.12. Движение Единства

6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации

Приложения. Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010)

Приложение 4. Сравнительная характеристика догматических, организационных и обрядовых различий православия, католицизма и протестантизма

Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира

Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1.5. Религия и этнос


И религия, и этнос являются специфическим видом социальных объединений людей, не всегда тесно сопряженных друг с другом. Религия и этнос достаточно точно определены и отличаются друг от друга по целому ряду параметров.


Так, подавляющее большинство народов характеризуются общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть общий богослужебный язык, часто не понимаемый верующими) [27].


Важнейшим признаком этноса является культурное единство. Религия и культура тесно взаимопроникают друг в друга, на ряд сторон культуры и быта религия оказывает определяющее влияние, поэтому у этносов, относящихся к одной конфессии, будут иметься лишь некоторые общие черты культуры, а не вся культура в целом. Так, у поляков в Европе, бразильцев в Латинской Америке, тетумов в Азии, ибибио в Африке, исповедующих католицизм, материальная культура сильно различается. Лишь в случае моноэтничности в конфессиональной общности достигается полное внутреннее культурное единство.


Для формирования этноса и в определенной степени для поддержания его существования необходима территориальная общность. Религия, возникая на ограниченной территории, при благоприятных условиях распространяется далеко за ее пределы, и ее новая территория носит уже дискретный характер. Для многих конфессий вообще не наблюдается территориального единства. Это связано с тем, что религия, ввиду того что она несет в себе определенную идеологию, может распространяться путем проповеди — прозелитизма. На протяжении своей истории этнос может не раз менять свою религиозную ориентацию. Границы территории этноса расширяются либо путем освоения новых земель, либо путем ассимиляции этносом инородных этнических элементов.


В целом для конфессиональных общностей характерна большая, по сравнению с этносами, устойчивость к ассимиляции, что связано с их консервативностью. Известны примеры, когда незначительная по численности религиозная группа сохраняется столетиями в инородном конфессиональном пространстве (например, парсы-зороастрийцы в Индии). Во многом это объясняется тем, что для конфессиональных общностей сильнее выражена склонность к эндогамным бракам. Так, например, в индуизме, иудаизме, католицизме отношение к межконфессиональным бракам резко отрицательное, в исламе право на такой брак имеют только мужчины, да и то только в том случае, если дети, в нем родившиеся, будут воспитываться как мусульмане. И только некоторые протестантские направления и буддизм относятся к межконфессиональным бракам терпимо.


Лишь в ряде случаев происходит сложный процесс срастания этнической и конфессиональной общностей. Соотношение этноса и религии в разные эпохи было различным. Можно говорить о единстве, или, скорее, нерасчлененности, этнического и религиозного на первых этапах культурной истории человечества. На более позднем этапе господства этногенетических религий содержательная сторона религии приобрела этническую окраску. В настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно безразличных к этносу, в большинстве случаев народы не обнаруживают тесной сопряженности с конкретной религией. Чаще с религией связана компактная группа этносов, получившая название метаэтноса (метаэтноконфессиональная группа) или суперэтноса. Метаэтнос (по С.И. Бруку и Н.Н. Чебоксарову), или метаэтноконфессиональная группа — это сопряженная с одной конфессией группа этносов, компактно расселенных и близких по культуре (например, так называемые моро на Филиппинах, объединяющие близкие по культуре и языку этносы, или мусульманские народы Пакистана) [26].


В том случае если с определенной религией тесно сопряжена только определенная часть этноса, при этом обособленная в культурном отношении, то ее называют субэтноконфессиональной группой (по П.И. Пучкову) [1]. То есть конфессиональная группа внутри этноса превращается в субэтноконфессиональную (или этноконфессиональную) лишь в том случае, если ей присущи не только конфессиональные, но и этнические свойства. При этом этническая специфика (особенности культуры и быта) при взаимодействии с конфессиональной впитывается религией, становясь ее частью, т.е. «конфессионализируется», а отдельные элементы религиозного культа (ритуалы и традиции), проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают этническую окраску, «этнизируются» (по А.Н. Ипатову) [26]. Примером субэтноконфессиональных групп могут служить арабы-марониты и арабы-друзы в Ливане, арабы-алавиты в Сирии, арабы-копты в Египте, курды-йезиды в странах Ближнего Востока, гуджаратцы-парсы в Индии, итальянцы-вальденсы в Италии и т.д. (табл. 1.3).




Религии народов мира. Учебное пособие

Книга знакомит читателя с существующими в настоящее время религиями. Подробно описываются: христианство, ислам, буддизм, индуизм, другие верования и традиции, их история и развитие. Важным является то, что в учебном пособии совмещается характеристика вероучения, культа и религиозных праздников с описанием святых мест и центров паломничества. Книга снабжена большим количеством статистических материалов. Достоинством книги является сильная теоретическая база повествования; приводимые в ней материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин и областей знания: географии, истории, культурологии, религиоведения, философии. Данное учебное пособие может быть востребовано вузами разного профиля.<br />             Для студентов и преподавателей, работников сферы науки, культуры и образования, широкого круга читателей.

229
 Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Книга знакомит читателя с существующими в настоящее время религиями. Подробно описываются: христианство, ислам, буддизм, индуизм, другие верования и традиции, их история и развитие. Важным является то, что в учебном пособии совмещается характеристика вероучения, культа и религиозных праздников с описанием святых мест и центров паломничества. Книга снабжена большим количеством статистических материалов. Достоинством книги является сильная теоретическая база повествования; приводимые в ней материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин и областей знания: географии, истории, культурологии, религиоведения, философии. Данное учебное пособие может быть востребовано вузами разного профиля.<br />             Для студентов и преподавателей, работников сферы науки, культуры и образования, широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством!