|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу5.2. Боги индуизмаИндуизм — религия многобожия. Традиция индуизма сообщает о 330 млн богов [13]. С другой стороны, традиционная индуистская философия отстаивает идею строгого монотеизма, согласно которой существует один непознаваемый, невыразимый, не имеющий атрибутов универсальный Бог-Абсолют — Брахман. Однако индуистские теологи понимали, что массы верующих нуждаются в богах, имеющих форму и атрибуты. Поэтому Брахман персонифицируется в виде миллионов богов, и каждый человек может выбрать для себя удобный объект для поклонения. Индуистский пантеон рос в связи с включением в него богов неарийских народов, в нем появились зооморфные божества. Вначале, в ведийский период, индуисты почитали богов, персонифицирующих силы природы: Индра олицетворял гром и молнии, Агни — огонь, Сурья — солнце, Сома — луну, Варуна — воду, Ваю — ветер и т.д. В дальнейшем в качестве главных богов выдвигается троица (Тримурти): Брахма — создатель, Вишну — защитник и Шива — разрушитель мира. Позже Брахма стал рассматриваться как персонификация Абсолюта, его культ постепенно отошел на задний план, оттесненный почитанием Вишну и Шивы. Поэтому индуистов можно разделить на несколько направлений. Это вишнуиты — почитатели Вишну (к ним относятся и известные в России кришнаиты), шиваиты — поклонники Шивы (сравнение направлений индуизма см. в приложении 1). В вишнуизме наиболее почитаемы аватары бога — Кришна, Рама и Нарасимха, в штате Андхра-Прадеш национальным богом является воплощение Вишну — Венкатешвара. Почитаемый в Махараштре Витхоба рассматривается как олицетворение одновременно Кришны и Шивы. Рядом с Вишну всегда находится Сударшана (санскр. — Прекрасный). Он изображается в виде диска (санскр. — чакра). Сударшана — самое мощное оружие Вишну (великие святые считают это скорее украшением Господа). В Вишну-пуране говорится, что этот диск был создан Вишвакармой из солнечных лучей. Сударшана может быстро приходить на помощь в ответ на мольбы верующих. В Северной Индии Сударшана-чакра находится на куполе храма, в Южной — для него сооружают отдельное святилище. Такие святилища есть в Шрирангаме, Канчипураме (храм Варадараджи и др.). Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |