Религия Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Религии народов мира. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Религия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2014
ISBN: 9785392139170
Язык:
Объем текста: 584 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Теоретические аспекты изучения религий этногеографии. 1.1. Религиоведение. Взгляды философов, ученых, богословов на религию

1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии

1.3. Краткая история возникновения религий

1.4. Классификация религий

1.5. Религия и этнос

Глава 2. Христианство

2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства

2.2. Католицизм

2.3. Протестантизм

2.4. Современное православие

2.5. Восточные православные церкви

2.6. Восточные католические церкви

Глава 3. Ислам

3.1. История возникновения и основы вероучения ислама

3.2. Направления в исламе

3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система

Глава 4. Буддизм

4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма

4.2. Учение буддизма

4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна

4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство

4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места

Глава 5. Индуизм

5.1. Основы вероучения и история индуизма

5.2. Боги индуизма

5.3. География индуизма

5.4. Места паломничества в индуизме

5.5. Индуизм за пределами Индии

Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения

6.1. Иудаизм

6.2. Зороастризм

6.3. Джайнизм

6.4. Сикхизм

6.5. Даосизм

6.6. Конфуцианство

6.7. Синтоизм

6.8. Бахаизм

6.9. Мандеизм

6.10. Каодаизм

6.11. Тэнри-кё

6.12. Движение Единства

6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации

Приложения. Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010)

Приложение 4. Сравнительная характеристика догматических, организационных и обрядовых различий православия, католицизма и протестантизма

Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира

Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2.4. Современное православие


Православие (от греч. «ортодоксия» — правильное мнение) — одно из трех основных направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Христианство на востоке Римской империи (Византии) всегда имело свои особенности. Если на востоке, в Константинополе, процветала греческая культура, то на западе, в потерявшем свое лидерство Риме, по-прежнему главенствовала латинская традиция. При этом Рим, окруженный варварскими королевствами, был предоставлен сам себе, а Константинополь и его церковь находились под контролем императора. Политический и культурный раздел христианского мира уже в IV—V вв. привел к обособлению восточных и западных церквей. В 589 г. на Толедском Соборе западная церковь добавила к символу веры догмат о филиокве — нисхождении Святого Духа и от Сына, что вызвало протест Константинополя. В свою очередь в Риме как еретическое воспринимали иконоборческое движение на востоке в VIII—IX вв.


Особенно обострились отношения между Римом и Константинополем во второй половине IX в. из-за стремления обеих церквей к контролю над церквями Болгарии и Южной Италии. События 1054 г., которые большинство источников называют датой разделения церквей, на самом деле были неудавшейся попыткой восстановления межцерковных отношений. В результате трагического недоразумения события приобрели совсем иной ход, чем предполагалось, и 16 июня 1054 г. глава Константинопольской церкви и посланник Папы Римского предали друг друга церковному проклятию — анафеме. Снятие этих анафем произошло только в 1965 г., когда разделение церквей зашло уже слишком далеко. Однако контакты между церквями Востока и Запада продолжались, так как события 1054 г. не воспринимались современниками, как отлучение латинской церкви от греческой, ведь анафемы касались лишь отдельных людей: папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария. Главный удар христианскому единству нанесли Крестовые походы. В 1204 г. западные крестоносцы захватили Константинополь, который воспринимался ими не как столица христианской империи, а как центр государства схизматиков (раскольников), погрязших в ереси. Храмы столицы Византии, в том числе Св. Софии, были осквернены и ограблены. Константинопольский патриарх был изгнан со своей кафедры, его место занял поставленный Папой латинский епископ из Италии. Такого оскорбления Греческая церковь простить не смогла и место богословской полемики между двумя центрами христианства заняла национальная вражда, еще более усугублявшая раскол между церквями. (Заметим, что уже в наше время папа Иоанн Павел II признал вину католиков за события 1204 г. и просил греческую церковь о прощении.)


Именно со времени взятия Константинополя крестоносцами следует говорить об окончательном разделе христианства. Позднейшие попытки католической церкви добиться христианского единства путем навязывания православным унии — союза обеих церквей при условии подчинения Папе Римскому, не привели к значительным результатам. Объединяться на таких условиях соглашалась лишь незначительная часть православных.


В настоящее время православие представляет собой сообщество автокефальных (греч. — самовозглавляемые), или поместных церквей, признающее первым среди равных Константинопольского патриарха. Хотя Константинопольский патриарх не вправе вмешиваться в дела других православных церквей, он считается первым по чести и является символическим центром мирового православия. Именно поэтому Константинопольский патриарх именуется также Вселенским. Роль Константинопольского патриарха в православии не сравнима с Папой Римским в католицизме. Единство мирового православия удерживается не централизованной организационной структурой и не единоличной волей церковного первоиерарха, а единством в вере и полным общением в таинствах. В разные исторические эпохи количество православных церквей было различным. Первоначально в Восточной Римской империи их существовало четыре: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская. Несмотря на свою относительную малочисленность, эти четыре церкви в силу исторических причин занимают особое положение в православии и считаются первыми по чести. В настоящее время насчитывается 14 православных церквей — это четыре древних восточных патриархата, а также Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая (Элладская), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии [22, 23]. Первые девять церквей — патриархаты, другие возглавляются митрополитами и архиепископами. Однако все эти титулы являются исключительно почетными. В 1970 г. Русская церковь по своей инициативе даровала автокефалию большей части своих приходов в Америке. Тем не менее Вселенский патриархат, считающий дарование автокефалии своей исключительной прерогативой, а также большинство других православных церквей не признают за Американской церковью автокефального статуса. Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в духовной зависимости от одной из православных церквей, от которой они произошли, но административно совершенно независимые. Это церкви Крита, Финляндии, Эстонии, Японии и Синая. Кроме этого к православию примыкают непризнанные (схизматические) церкви, образовавшиеся в результате раскола в одной из автокефальных церквей: Украинская, Македонская, Белорусская и ряд других. Ныне численность православных (вместе с близкими к ним адептами древних восточных церквей) в мире составляет около 300 млн человек, большая часть которых исторически проживает в Европе и СНГ. Прирост численности адептов православия составляет 0,54%, или 1,5 млн человек в год.


В последнее время география православия существенно расширилась за счет международных миграций населения.


Вероучение православной церкви оформилось на семи первых Вселенских соборах в IV—VIII вв. и в дальнейшем подвергалось лишь незначительным изменениям. Поэтому оно гораздо ближе к ранней христианской церкви, чем католицизм. Православие отвергает католические догматы о филиокве, о непорочном зачатии и божественном достоинстве Богоматери, не признает наличие чистилища. Папа Римский для православной церкви — не лидер христианского мира, а лишь глава одной из пяти первоначальных христианских церквей, пусть и древнейшей. Согласно православному учению, только церковь в полном составе, а не Римский первосвященник, обладает непогрешимостью.


В православии, как и в католицизме, существует семь таинств. Однако некоторые из них выполняются несколько по-другому. Так, крещение совершается путем троекратного погружения в воду, а не окропления водой, как в западной церкви. Православные разделяют догмат о пресуществлении во время евхаристии. Причащение совершается вином и хлебом. Хлеб для причащения — просфоры — делается из квасного теста. Таинство миропомазания совершается сразу после крещения, и его может совершать не только епископ, но и священник. При этом миро для этого обряда освящается собором епископов. Таинство елеосвящения имеет двоякое значение: во-первых, освобождение от неосознанного греха, во-вторых, исцеление от болезни или подготовка к христианской смерти.


Священство в православии имеет три степени: диакон, пресвитер, епископ. Во всех православных церквях соблюдается апостольская преемственность духовенства. Патриарх — глава (предстоятель) поместной церкви — не обладает высшей церковной властью, он лишь первый из равных ему епископов. Главный орган управления автокефальной церкви — Поместный собор, в который входят все епископы, а также представители духовенства, монашества и мирян. Поместный собор избирает или отрешает от должности патриарха, решает вопросы в области вероучения, культа и церковного управления. Поместные соборы в православных церквях собираются с разной периодичностью. В Русской православной церкви чаще всего по мере необходимости (прежде всего для выборов патриарха), в большинстве других поместных церквей не менее одного раза в год. Менее значимые вопросы решаются на Архиерейском соборе — собрании всех архиереев (епископов, архиепископов и митрополитов) поместной церкви, они проводятся не реже одного раза в год. Наконец, для помощи патриарху в текущем управлении церкви из числа архиереев выбирается постоянно действующий орган — Священный Синод. Патриарху и Священному Синоду подчиняются отделы и учреждения, контролирующие различные сферы церковной деятельности (хозяйственную, миссионерскую, издательскую, учебную).


Низшей административно-территориальной единицей православной церкви является приход, несколько приходов (от 10 до 30) объединяются в благочиние, которым руководит настоятель важнейшего прихода — благочинный. В свою очередь благочиния объединены в епархии, управляемые архиереями. Иногда несколько епархий в одной стране объединяются в церковный округ — экзархат, пользующийся определенной автономией. Возглавляет его архиерей — патриарший экзарх.


Духовенство в православии делится на белое — женатое (священники, вступившие в брак до принятия сана) и черное — монашествующее. Высшее руководство церкви состоит исключительно из монахов. Черное духовенство включает патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, иеромонахов и иеродиаконов. Первые четыре сана — обозначают разные ранги епископского звания. Саны митрополитов и архиепископов даруются епископам за личные заслуги перед церковью и за выслугу лет. Как правило, наиболее важные епархии поместных церквей возглавляют митрополиты и архиепископы. В ряде поместных церквей (например, в Элладской) все епископы носят сан митрополитов. Архимандриты чаще всего возглавляют крупные монастыри, важнейшие из которых называются лаврами (греч. — многолюдный монастырь). Ставропигиальные монастыри подчиняются непосредственно предстоятелю поместной церкви, их жизнью руководят наместники, имеющие сан архимандритов. Игумены возглавляют остальные монастыри, этот духовный сан могут носить и настоятельницы женских монастырей — игуменьи. Иеромонахи и иеродиаконы — это соответственно монахи, имеющие сан священников и диаконов.


Монашество играет огромную роль в православии. Именно на Востоке — в Египте оно зародилось как явление. В православных монастырях существует особая духовная практика — исихазм — полное отречение от мира и погружение в молитвенное состояние. Принятие монашества состоит из нескольких этапов: вначале желающий монашеского посвящения (пострига) человек — послушник проходит испытания серьезности его намерений. Он живет в монастыре и исполняет простую хозяйственную работу. Послушник имеет право вернуться в мир. Затем над послушником совершается постриг в иночество, при этом он получает право носить монашескую одежду. Следующий этап — монашеский постриг (малая схима), постригаемый дает обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Последний этап — постриг в великую схиму, после которого монах уже именуется схимником, к его сану добавляется частица «схи»: схимонах или схиархимандрит. Как правило, великая схима совершается уже в достаточно пожилом возрасте и сопровождается произнесением особо строгих обетов. В православии существует три формы организации монашеской жизни: общежительная, или киновия, особножительная и отшельничество. При киновии монахи живут, молятся, работают и питаются вместе. В особножительном монастыре монахи работают и питаются поодиночке, но молятся вместе. Наконец, отшельники живут в полном одиночестве. Обычно отшельники живут отдельно от монастыря в скитах.


Крупнейшим центром православного монашества является гора Афон, находящаяся на полуострове Халкидики в Греции. Первые монастыри здесь стали возникать еще в Х в. В настоящее время здесь находится 20 монастырей, из которых 17 греческих, сербский, болгарский и русский [33].


Белое духовенство имеет следующие саны: протопресвитер, протоиерей, пресвитер (священник), протодиакон, диакон. Протопресвитер — это почетный сан, который дается священникам в редких случаях за особые заслуги перед церковью. Сан протоиерея чаще всего принадлежит настоятелям крупных церквей, а протодиаконов — диаконам кафедральных соборов.


Богослужение в православной церкви отличается сложностью и особой торжественностью. Оно длится дольше, чем в большинстве других христианских конфессий. На форму православного богослужения оказал большое влияние придворный византийский ритуал. Центральное место в богослужении занимает литургия. Алтарь в православных церквях ориентирован на восток и отделен иконостасом — стеной с иконами. Престол алтаря, на котором совершается таинство пресуществления, обязательно покрывается антиминсом — платом с вшитыми частицами святых мощей. Во время богослужения возжигаются свечи, воскуряется ладан, звучит хоровое пение, духовенство облачается в одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями.


Для православия характерно почитание святых, их мощей и изображений — икон. Святые разделены на несколько рангов: пророки, апостолы, равноапостольные, святители, мученики, исповедники, преподобные, бессребреники, юродивые, праведные и благоверные.


Пророки — святые, получившие от Бога дар видения будущего. Наиболее почитаемые из них: Иоанн Предтеча, Илия, цари Давид и Соломон.


Статус равноапостольных получают святые, подобно апостолам распространявшие христианство в мире. Например, князь Владимир, крестивший Русь, или император Константин, сделавший христианство государственной религией Рима.


Святители — архиереи, прославившиеся своим попечением о своей пастве. Например, Николай Чудотворец — епископ Мир Ликийских.


Мученики — это святые, претерпевшие страдания и смерть за веру во имя Христа. Таких святых больше всего, например Борис и Глеб или Папа Римский Климент.


Исповедниками называют тех святых, которые много пострадали за Христа, но избежали мученической смерти.


Преподобные — это святые монахи, прославившиеся своей праведностью. Например, Макарий Египетский или Сергий Радонежский.


Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно (святые Косьма и Дамиан).


Юродивые (блаженные) — святые, которые Христа ради принимали на себя личину безумия, обличая пороки общества. Таких святых больше всего в России: Василий Блаженный, Ксения Петербургская и др.


Праведные — это святые, которые, будучи семейными людьми и живя в миру, вели особо благочестивый образ жизни. Это, например, праотцы Адам и Ной или почитаемый в России Иоанн Кронштадтский.


Благоверные — правители, употреблявшие свою власть для дел милосердия, просвещение и защиты веры Христовой [10, 13].


Если католический пантеон святых насчитывает несколько тысяч святых (только за время своего понтификата папа Иоанн Павел II объявил около 400 святых и почти 1300 блаженных), то православный пантеон выглядит гораздо «скромнее». Например, в Русской церкви до недавнего времени святых было около 500. Однако в 2000 г. на Архиерейском соборе были причислены к лику святых 1097 человек — в основном пострадавших за веру от большевиков [13, 37]. Тем не менее каждому святому в православии оказывается гораздо более значительное поклонение, чем в католицизме. Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены иконами.


Неотъемлемой частью культовой практики православия являются праздники и посты. Раньше православная церковь вела летоисчисление по старому юлианскому календарю, принятому в 325 г. на Никейском Соборе. В 1582 г. католическая церковь провела календарную реформу и приняла григорианский календарь. В ХХ в. большинство поместных православных церквей также перешло на новый календарь (кроме Русской, Сербской, Грузинской и Иерусалимской), по которому Рождество празднуется 25 декабря по григорианскому календарю, а Пасха — по юлианскому календарю.


Если католическая церковь уделяет главную роль празднованию Рождества, то во главе праздничного круга православной церкви стоит Пасха — праздник Воскресения Христова. Вычисление Пасхи проводится по юлианскому календарю. Этот праздник отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния и приходится, таким образом, на период между 4 апреля и 9 мая (между 22 марта и 25 апреля по старому стилю). Посты в православии самые длительные в христианстве — 230 дней (в католицизме лишь 86 дней). В православии есть многодневные и однодневные посты. Многодневные: Великий пост (40 дней), Петров пост (с 27 июня по 11 июля), Успенский пост (с 14 по 27 августа) и Рождественский пост (40 дней — с 28 ноября по 6 января). Постными являются среда и пятница, а также такие дни, как Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), Воздвижения Креста Господня (27 сентября), Крещенский сочельник (18 января). Посты в православии значительно строже католических (католики воздерживаются лишь от мясной пищи и ограничивают объем употребляемых продуктов). Во время поста запрещается употребление пищи животного происхождения, кроме некоторых дней, когда позволено есть рыбу и растительное масло.


Характеристика поместных православный церквей


Константинопольская церковь. Первые христианские общины в Малой Азии стали возникать уже в I в. Согласно церковной традиции, первым епископом Византия, города, на месте которого был построен Константинополь, был св. Стахий. В 38 г. сам апостол Андрей Первозванный посвятил его в сан епископа, что дает право Константинопольской церкви претендовать на апостольское происхождение. Однако собственно история Константинопольской православной церкви началась только в 330 г., когда на месте Византия был основан Константинополь — новая столица Римской империи. В дальнейшем история церкви тесно переплетается с историей Константинополя. Именно благодаря своему столичному положению Константинопольская церковь получила свое исключительное место в системе поместных православный церквей. Согласно постановлению Второго Вселенского Константинопольского собора 381 г., константинопольский епископ получал второе место по чести в иерархии христианской церкви после Папы Римского, так как Константинополь есть новый Рим. На Четвертом Вселенском Халкидонском соборе в 451 г. константинопольский епископ получил статус патриарха и был приравнен к Папе Римскому, тогда же новому патриарху были подчинены епархии Балканского полуострова и Малой Азии. Константинопольскую кафедру занимали такие выдающиеся церковные деятели, «учителя Церкви», как Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Всего за историю церкви 29 ее предстоятелей были причислены к лику святых. В 588 г. константинопольские патриархи получили титул Вселенских патриархов, после мусульманского завоевания Ближнего Востока и раскола 1054 г. стали фактически во главе мирового православия. После завоевания Константинополя турками роль Константинопольского патриархата возросла, так как он стал не только духовным, но и светским главой (миллет-баши) всех православных подданных турецкого султана. С этого времени и до настоящего момента резиденция патриарха находится в стамбульском квартале Фанар, где ранее проживала византийская знать.


В XIX—XX вв. каноническая территория Вселенского патриархата стала сокращаться вследствие борьбы за независимость балканских народов и образования новых поместных автокефальных церквей: Элладской (1833), Болгарской (1872), Сербской (1879), Румынской (1885) и Албанской (1922). В начале XX в. происходит также резкое сокращение паствы Константинопольской церкви на территории Турции из-за массовой эмиграции малоазийских греков. В 1922 г. на ее территории насчитывалось более 2 млн греков (в том числе около 250 тыс. в Стамбуле), в наше время не более 4 тыс. Тем не менее Вселенская патриархия сумела сохранить свою юрисдикцию над эмигрировавшим из Турции населением и основать новые епархии как в Старом, так и Новом Свете. Нынешнее положение церкви в Турции неоднозначно. Турецкое правительство не признает международный статус патриархии, для него Константинопольский патриарх лишь духовный глава крошечной греческой общины в квартале Фанар, а не духовный лидер православных по всему миру. Турция ограничивает деятельность патриархии, отказывая ей в признании как юридическому лицу и запрещая открыть богословскую школу. Влиятельные политические круги в Турции вообще требуют перенести резиденцию патриарха в Грецию. В таких условиях Константинопольский патриархат вынужден проводить экуменическую политику, завоевывая себе союзников на Западе. В 1924 г. церковь перешла на новый стиль, в 1965 г. был заключен договор с Папой Римским о снятии анафем 1054 г.


Вселенская патриархия состоит из Константинопольской архиепископии и четырех митрополий в Турции. В Греции в канонической зависимости от нее находится автономная церковь острова Крит (одна архиепископия и семь митрополий), четыре митрополии Додеканесских островов, монастыри св. Горы Афон (20 монастырей и более 1400 монахов), остров Патмос с монастырем Св. Апостола Иоанна Богослова (Патмосский экзархат), монастыри Св. Анастасии Узорешительницы (полуостров Халкидика) и Влатадон (Салоники).


Кроме того, для поддержания престижа Вселенского патриархата Элладская православная церковь (ЭПЦ) согласилась номинально оставить под его юрисдикцией 34 епархии, находящиеся на севере Греции (так называемые новые территории, вошедшие в состав Греции в 1913 г. после Балканских войн). Епископы новых территорий хотя и принимают участие в работе синода ЭПЦ, тем не менее их назначение на кафедры утверждают в Фанаре.


Архиепископия Америки, включающая территорию США, состоит из одной архиепископии (Нью-Йорк) и семи епархий (Атланта, Чикаго, Бостон, Денвер, Детройт, Питтсбург, Сан-Франциско). Центрами монашеской жизни в Америке являются монастыри Введения Божией Матери в Алабаме и преподобной Ирины в Нью-Йорке. В США проживает около 2,5 млн прихожан Константинопольской патриархии. Митрополия Торонто объединяет более 200 тыс. верующих Канады.


В Европе действуют Фиатирская архиепископия в Великобритании (250 тыс. верующих) с монастырем Иоанна Предтечи в Эссексе, митрополия Германии с центром в Бонне, насчитывающая 350 тыс.


прихожан, митрополии Австрии (15 тыс.), Бельгии (30 тыс.), Италии с кафедрой в Венеции (40 тыс.), Франции (70 тыс.), Швеции (20 тыс.), Швейцарии с центром в Женеве (70 тыс.).


Архиепископия Австралии (кафедра в Сиднее) объединяет 500 тыс. верующих. Митрополии Новой Зеландии, Сянгана, Индии (кафедра в Колкате) объединяют около 50 тыс. верующих в Азии и Океании. Митрополии Буэнос-Айреса и Панамы (кафедра находится в Мехико) насчитывают около 100 тыс. прихожан, проживающих в Латинской Америке [22].


В Швейцарии под патронатом Константинопольского патриарха действует Православный центр с институтом Православного богословия в Шамбези. В Греции патриархия руководит несколькими богословскими учебными заведениями, в том числе Патриаршим патристическим институтом в Салониках и Православной академией на Крите. В США действует Патриарший православный институт имени патриарха Афинагора в Беркли (Калифорния).


Под юрисдикцией Вселенской патриархии действуют полуавтономные Русская православная архиепископия в Западной Европе с центром в Париже (100 тыс. верующих), Американская карпаторосская православная грекокатолическая епархия США с центром в Джонстауне, Пенсильвания (50 тыс. прихожан), Украинская православная церковь США с резиденцией в Саут-Баунд-Брук в Нью-Джерси (160 тыс.), Албанская православная епархия Америки с центром в Лас-Вегасе (6 тыс.), Украинская православная церковь Канады с кафедрой в Виннипеге (120 тыс.) [26, 35].


К юрисдикции Константинопольской патриархии относятся также Финляндская автономная православная церковь (57 тыс. верующих) и Эстонская автономная православная церковь (7 тыс.).


Официальный титул предстоятеля: Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх.


Александрийская церковь. Согласно церковному преданию, основателем епископской кафедры в Александрии Египетской в 42 г. был святой апостол евангелист Марк. История церкви овеяна немеркнущей славой. Она дала церкви великих святых и учителей, таких как Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Климент Александрийский, Ориген.


Александрийская церковь является родиной монашества. К ней принадлежали основоположник монашеской жизни Антоний Великий, первый устроитель общежительных монастырей Пахомий Великий, знаменитые подвижники и аскеты Паисий Великий, Пимен Великий и др. Местами появления первых монашеских общин были область Фиваиды в Верхнем Египте и Нитрийская пустыня в Нижнем Египте.


До нынешнего времени здесь действуют процветающие монашеские общины, правда, принадлежащие не православной, а коптской духовной традиции.


Статус патриархата Александрийская церковь получила в 451 г., заняв почетное третье место в списке патриарших престолов после Рима и Константинополя. Позднее Александрийская церковь была в значительной степени ослаблена монофизитским расколом в христианстве. Большая часть верующих и духовенства Египта, в том числе многочисленное и авторитетное монашество, оказались в числе сторонников последнего. Разделение произошло по национальному признаку: местные египетские христиане — копты — придерживались монофизитства, в то время как греки были верны ортодоксальному православию. После почти столетней острой внутрицерковной борьбы в 536 г. в Египте была создана самостоятельная коптская Александрийская патриархия монофизитского толка.




Религии народов мира. Учебное пособие

Книга знакомит читателя с существующими в настоящее время религиями. Подробно описываются: христианство, ислам, буддизм, индуизм, другие верования и традиции, их история и развитие. Важным является то, что в учебном пособии совмещается характеристика вероучения, культа и религиозных праздников с описанием святых мест и центров паломничества. Книга снабжена большим количеством статистических материалов. Достоинством книги является сильная теоретическая база повествования; приводимые в ней материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин и областей знания: географии, истории, культурологии, религиоведения, философии. Данное учебное пособие может быть востребовано вузами разного профиля.<br />             Для студентов и преподавателей, работников сферы науки, культуры и образования, широкого круга читателей.

229
 Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира. Учебное пособие

Книга знакомит читателя с существующими в настоящее время религиями. Подробно описываются: христианство, ислам, буддизм, индуизм, другие верования и традиции, их история и развитие. Важным является то, что в учебном пособии совмещается характеристика вероучения, культа и религиозных праздников с описанием святых мест и центров паломничества. Книга снабжена большим количеством статистических материалов. Достоинством книги является сильная теоретическая база повествования; приводимые в ней материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин и областей знания: географии, истории, культурологии, религиоведения, философии. Данное учебное пособие может быть востребовано вузами разного профиля.<br />             Для студентов и преподавателей, работников сферы науки, культуры и образования, широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством!