|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу5.1. Основы вероучения и история индуизмаИндуизм — одна из древнейших религий мира. Его истоки обычно возводят ко времени существования Протоиндийской (Хараппской) цивилизации, т.е. к III—II тыс. до н.э. Существуют две наиболее распространенные точки зрения относительно времени возникновения самого термина «индуизм». Согласно одной из них, он появился в период формирования религиозно-философских систем — даршан и поздних священных текстов индуизма — шастр в X—XIV вв., когда противостояние древнейшей религии Индии буддизму, а затем и исламу стало осознанным идеологическим фактом. Придерживающиеся другой точки зрения ученые считают, что слово «индуизм» было введено европейцами как религиоведческий термин в XIX в. В этом смысле под индуизмом (санскр. — сатья санатана дхарма) понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну [24]. Индуизм — совершенно особая религия, предлагающая путь духовного развития, глубоко отличный от европейского мировоззрения, построенного на аврамическом дуализме. Именно потому что так трудно описать индуизм в европейских (христианских) категориях, различные авторы дают ему диаметрально противоположные характеристики. Одни считают его собранием темных языческих предрассудков, другие утверждают, что только «великим сынам Индии дано понять и постигнуть Бога во всей Его полноте. Только индуисты обладают этим священным знанием, а больше никто» (М.С. Голваркар) [18]. С одной стороны, индуизм — это высота религиозной мысли, достигнутая в Ведах и Упанишадах, это религия великих философов Индии — Шанкары и Рамануджи, это основа мировоззрения выдающихся гуманистов и «властителей дум» современного человека: М. Ганди, Рамакришны и Р. Тагора. С другой стороны, высота философии в индуизме сочетается с дикими предрассудками и самой примитивной магией. Действительно, одной из важнейших черт индуизма является его веротерпимость. Следует согласиться с мнением отечественных индологов А.Г. Бельского и Д.Е. Фурмана, что «в Европе, утраченная с победой христианства возможность спокойного сосуществования людей разных религиозных (и нерелигиозных) мировоззрений, была вновь достигнута в новое время сложнейшим и мучительным путем, после кровавых войн и в непосредственной связи с секуляристскими процессами. В индуизме же эта возможность существовала изначально и никогда не утрачивалась» [2]. В индуизме никогда не могло бы быть инквизиции, так как на протяжении тысячелетий в нем мирно сосуществуют, взаимообогащая друг друга, сотни разных религиозно-философских школ и направлений. Исследователь индуизма Т. Ранкин подчеркивает, что он «является чрезвычайно эластичной религией. Трения между его фундаменталистами и модернистами гораздо слабее, нежели в исламе и христианстве» [32]. Так же мирно индуисты уживались с представителями других конфессий: мусульманами и иудеями, христианами и парсами, джайнами и буддистами. Но правдой является также и то, что еще в начале прошлого века тысячи неприкасаемых (далитов) умирали в Индии от жажды, но не смели приблизиться к колодцам, полным воды, так как это запрещали им нормы кастовых взаимоотношений. Такие бесчеловечные нормы также освящены индуизмом. Пережитки кастовой системы сильны в этой религии до сих пор. В свое время еще «отец индологии» М. Мюллер отмечал, что индуизм — это религия, поражающая, с одной стороны, своей мировоззренческой терпимостью, с другой — своей крайней косностью и нетерпимостью в ритуальной социально-кастовой сфере [19]. Индуисты допускают разное толкование природы Бога, мало того, они даже допускают существование атеизма, считая его лишь одним из возможных путей познания Истины. Однако когда речь заходит о кастовой иерархии и сохранении ритуальных статусов, они не знают компромиссов. С точки зрения традиционной индийской культуры, выразителем которой индуизм является, ему свойственна системность совершенно особого рода, связанная с мифологической основой и сохраняющая колорит архаической эпохи. В индуизме не было и нет ни основателя или пророка, ни церковной, ни какой-либо иной единой централизованной организации ни во всеиндийском, ни даже в местном масштабе, нет и единых канонов. Даже отдаленного подобия церковной иерархии в индуизме не существует. Индуистские храмы всегда существовали автономно, общины, направления, школы и иные объединения действовали самостоятельно. Единые для всех организационные принципы, органы или высшие духовные иерархи и авторитеты индуизму неизвестны. Никогда не созывались всеиндийские соборы, кодифицирующие учение и вырабатывающие общие установки, правила поведения и др. На первом плане в индуизме было и остается соблюдение ритуально-поведенческих норм, санкционированных мифами и подтвержденных авторитетными священными текстами, прежде всего Ведами. Брахманы или представители других каст, выполняющие жреческие обязанности, жили и живут обычной жизнью в миру, ведут хозяйство и имеют семью. Их роль не тождественна роли христианских священников, для которых обязательно рукоположение в сан. Брахманы выполняют свои жреческие обязанности по праву «дваждырожденных», т.е. по праву принадлежности к определенной высшей касте. Таким образом, индуизм может быть определен как комплекс верований, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь, в основных чертах сохранились до наших дней. Индуизм законсервировал в себе многие принципы организации архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне. Сущность индуизма не исчерпывается его религиозно-идеологическим содержанием. Органической неотъемлемой его частью является целый ряд социальных институтов, правовых норм, общественных постановлений, культурных феноменов, определяемых как «индуистская цивилизация» [30, 31]. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |