|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу4.2. Учение буддизмаБуддизм, индуизм, джайнизм возникли практически на одном и том же культурно-историческом поле. У них много общего. Эти три религии оперируют одними и теми же доктринальными понятиями (карма, сансара, нирвана), хотя между ними имеются различия в понимании и истолковании этих терминов. Существует расхожее мнение о том, что Будда был противником брахманизма — господствовавшей на Индостане религиозной системы, предшественника современного индуизма. Возможно, Будда просто предлагал свой путь к освобождению, который не базировался на ведийских ритуалах. В основе учения буддизма лежат четыре Благородные истины. Они включают в себя сущность всех его доктрин, особенно раннего периода и школ хинаяны, Малой колесницы. Будда говорил (цит. по: [1, с. 115]): «О подвижники, существует и благородная истина о страдании. Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, скорбь, плач, боль, отчаяние и горение — все это страдание. Связанность тем, что неприятно, — страдание, потеря того, что приятно, — опять страдание. Не иметь того, что хочется, — тоже страдание. О подвижники, существует и благородная истина о причине страдания. Это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственными наслаждениями и вожделениями. Эта жажда удовлетворяется то одним, то другим. Она состоит в желании ублажать чувственность, желании [лучшего] существования и жажде разрушения, небытия. О подвижники, существует и благородная истина о прекращении страдания. Это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается оставлением их, отречением от них, отвращением к ним и преодолением их [ради освобождения]. О подвижники, существует и благородная истина о Пути прекращения страдания. Это благородный Восьмеричный Путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий (поведения), способа поддержания жизни, правильном приложении усилий, памяти и сосредоточения». Учения о сансаре, непостоянстве. Поток сознанияДухкха (пали «дуккха» — страдание) — фундаментальный принцип круговорота бытия всех живых существ. Им объяты все формы существования, все шесть миров (или пять, в зависимости от школы буддизма): богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и тварей ада. Даже боги, имея бесконечную жизнь, в которой они пребывают в наслаждении, «исчерпав» свою благую заслугу, могут родиться в низших мирах. Согласно сутрам, существуют три главных типа духкхи: 1) страдание от боли телесной или умственной; 2) страдание от изменчивости, относительности бытия, от невозможности постоянного пребывания в состоянии счастья, радости и удовольствия; 3) страдание, распространяющееся повсюду, присущее самой природе живых существ, обреченных рождаться и умирать. Положить предел страданию может только нирвана — окончательное освобождение от цепи перерождений и связанных с ними страданий. Для раннего буддизма также важны идеи невечности и отсутствия самости. Анитья (санскр. — невечность, непостоянство) — центральное и определяющее понятие буддизма. Непостоянны все внешние и внутренние элементы потока сознания. Глубокое осознание непостоянства, процессов возникновения и исчезновения любого объекта созерцания и, как следствие, воспитание в себе непривязанности — шаги на Пути освобождения. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |