|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу1.4. Классификация религийВ связи с многообразием религиозных направлений встает проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным. Нормативный подход. Данный аспект отражается в делении религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация — старейшая в религиоведении и во многом наиболее неудовлетворительная из-за пристрастности и необъективности. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство — истинная религия и две ложные — иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). С течением времени, по мере знакомства европейцев с традиционными формами религиозности Востока, список ложных религий стал пополняться — сначала к нему был добавлен ислам, потом буддизм. В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви — учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви — направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные). Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: сатья санатану дхарму — истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и уподхармы — временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, — все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические). Эволюционный подход. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение в человеческом обществе, существование и угасание. С XIX в. бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Так, история религии, по Г. Гегелю, — процесс, посредством которого Дух (реальность истории) приходит к полному самоосознанию. Отдельные религии — последовательные шаги развертывания Духа. Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа. 1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) — основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные религии (чародейство), религии Китая (религии меры) и Индии (религии фантазии), древние религии Персии (религии добра и света), Сирии (религии страдания) и Египта (религии тайны), а также буддизм (религия «в-себе-бытия»). 2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм (религия возвышенного), древнегреческая религия (религия красоты), древнеримская религия (религия целесообразности и рассудка). 3. Абсолютная религия, или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) — христианство. В ней идея и реальность совпадают. Недостатками гегелевской классификации является ее христианоцентричность, в ней также нет места исламу. Исходя из его классификации непонятно, как быть с последующим историческим развитием, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии — это предыстория христианства, подготовка к нему. На основе идей Г. Гегеля было создано еще несколько видов классификаций религий. Классификация религий по Э. Кэрду. Религии соответствуют ступеням сознания человека: 1) религии сознания мира; 2) религии самосознания; 3) религии сознания Бога. Классификация религий по Э. фон Гартману (1882) I. Натурализм. 1. Натуралистический генотеизм. 2. Человекоподобное одухотворение генотеизма: — эстетическое облагораживание (греки); — утилитарная секуляризация (римляне); — трагико-этическое углубление (германцы). 3. Теологическая систематизация генотеизма: — натуралистический монизм (египтяне); — половинный натурализм (персы). II. Супранатурализм. 1. Отвлеченный монизм, или идеалистическая религия спасения: — акосмизм (индийцы); — абсолютный иллюзионизм (буддисты). 2. Теизм: — первоначальный монотеизм (пророки); — религия закона, или религия гетерономии (иудаизм и попытки его реформ, в том числе ислам); — реалистическая религия спасения (христианство). Классификация религий по К. Тиле (1876) I. Религии природы. 1. Полизоический натурализм (гипотетический). 2. Полидемонически-магические религии с господством анимизма (религии дикарей). 3. Организованные магические религии. Политеизм с обожествлением людей и животных: — неорганизованные (религии японцев, дравидов, финнов, древних арабов, италийских племен, этрусков, древних славян); — организованные (религии инков, майя и ацтеков, древняя китайская религия, религия египтян). 4. Поклонение существам, имеющим человеческие формы, но сверхчеловеческое могущество. Антропоморфический политеизм (религии ведических индусов, древних персов, вавилонян и ассирийцев, культурных семитских народов, кельтов, германцев, греков и римлян). II. Этические религии (спиритуалистически-этические религии откровения). 1. Национальные номистические (номотетические) религии и общества (даосизм и конфуцианство, индуизм и иудаизм). 2. Всемирные религии (буддизм, христианство, ислам). Классификация религий по Г. Зибеку (1893) 1. Религии природы (религии народов, не дошедших до культурного состояния). 2. Религия нравственности, представляющая много степеней (инки, ацтеки, древние народы Месопотамии, китайцы, египтяне, индусы, персы, римляне; высшую степень образует в этой группе греческая религия). 3. Переход от религии нравственности к религии спасения (иудаизм). 4. Религия спасения, отрицающая мир (буддизм). 5. Положительная религия спасения (христианство). 6. Возврат к религии нравственности (ислам). Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, так как можно рассмотреть рост их влияния и угасание в разные периоды времени, однако применение этой классификации ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития. Географический подход. Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями. Выделяют: 1) религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство и мусульманство); 2) религии Индии (индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм); 3) религии Африки, или племенные культы Черной Африки; 4) религии Америки (верования индейцев); 5) религии Океании (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии); 6) классические религии Древней Греции и Древнего Рима (эллинистические религии). По наличию общего ареала происхождения религии разделяются на западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм). Морфологический подход. Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистический индуизм Шанкары, эллинистический космизм). Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |