|
Оглавление1.2. Определения, основания, характеристики и функции религии 1.3. Краткая история возникновения религий 2.1. История возникновения и распространения, основы вероучения христианства 2.5. Восточные православные церкви 2.6. Восточные католические церкви 3.1. История возникновения и основы вероучения ислама 3.3. Исламская юридическая, экономическая и политическая система 4.1. Будда Шакьямуни. История возникновения буддизма 4.3. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна 4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусство 4.5. История распространения буддизма. Паломничество и святые места 5.1. Основы вероучения и история индуизма 5.4. Места паломничества в индуизме 5.5. Индуизм за пределами Индии Глава 6. Религии, не получившие широкого распространения 6.13. Прочие религии, течения, верования, конфессии, деноминации Приложение 3. Епархии РПЦ в России (2010) Приложение 5. Доля христиан и мусульман в населении стран мира Приложение 6. Сравнение мировоззренческих установок буддизма и китайских традиционных учений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу4.4. Культово-ритуальная сторона буддизма. Буддийское искусствоБуддийский культДля буддизма тхеравады характерна относительная простота культа. Напротив, тибето-монгольский буддизм (ваджраяна) имеет чрезвычайно сложную и многостороннюю ритуальную систему. Тантра, получившая широкое распространение в буддизме Центральной Азии, вобрала в себя архаический пласт верований и ритуалов, связанных с тотемическими представлениям, сексуальной магией, магией орудий труда и др. На примере буддизма Бурятии расскажем о таких элементах ритуальной системы, как ритуалы подношения, храмовая и бытовая обрядность. Ритуалы подношения. Внешнее подношение (реальное или символическое) заключается в подношении вод для ритуального омовения, цветочных гирлянд, благовоний, светильника, ароматных притираний, пищи, музыки изображению Будды, Учителя или заменяющему их буддийскому символу. Внутреннее подношение заключается в употреблении адептом предварительно освященных напитков и пищи. Его суть заключается в переживании — подношении (высшим силам, Учителю) чувства радости и блаженства, возникающих при принятии освященных видов пищи. Основой внешнего подношения является алтарь, храмовый и домашний. В качестве объектов поклонения на алтаре помещаются изображения будд, бодхисаттв, идамов, учителей, символов религии, священные тексты. Перед алтарем люди совершают поклоны: краткие или полные простирания. Таким образом, они обращаются и выражают почтение трем Драгоценостям. Для устройства домашнего алтаря требуются статуэтка или фотография, подставка, семь чашечек, вода, рис, цветок, благовонная палочка, масляный светильник, ароматная вода (часто заменяется обычной), фрукты или печенье, небольшой музыкальный инструмент или раковина. «Для чего нужен алтарь? В буддизме полагается, что будды, бодхисаттвы, Учитель, освобожденные существа не нуждаются в подношениях и непрерывно проливают на живых существ естественный дождь сострадания и проповеди. Но „сосуд“, которым является живое существо, часто перевернут (закрыт), загрязнен или дыряв и дождь проповеди либо не попадает в него, либо загрязняется, либо не удерживается в нем. Практика ритуального подношения служит исправлению недостатков „сосуда“». Подношения должны делаться с радостью, верой и тщательностью. Особенно важным считается правильное состояние ума... Можно также подносить богатства и материальные блага, что поможет нашему очищению. Физические усилия при совершении подношений (наполнение, опорожнение и вытирание чашечек) помогают очищению отрицательных деяний тела» [4, с. 483]. Храмовая обрядность. Современная форма в буддизме Тибета и у монгольских народов определена реформой Цзонхавы (Цзонкапы), основателя школы Гелуг. Реформа касалась почти всех сторон храмовой обрядности: содержания ежедневных служб, списка и содержания больших храмовых праздников, формы проведения служб (музыки, ритуальной одежды монахов). В любом монастыре Гелуг службы начинаются в 8:00 утра с чтения ритуала, посвященного сахиусану (бурят. — защитник), охранителю монастыря. В большинстве монастырей защитником является Палдэн Лхамо. Часто в роли хранителя монастыря выступает Гомбо (тибетск. — защитник) — аспект Махакалы и другие божества. Чтения ритуала сахиусана являются непременными, нельзя пропустить ни одного дня. Ритуал читает один лама (максимум два-три ламы) в сахиусан-дугане (бурят. — храме сахиусана). С 9:00 до 11:00 в главном храме монастыря — Цогчен-дугане проводится общая ежедневная служба, включающая в себя чтение и исполнение стандартного набора текстов и ритуалов. После этого монахи расходятся по домам либо факультетам, где учатся (или учат) или исполняют требы мирян. В число основных жертвенных наборов, используемых в буддийском культе, входят буддийские символы:
Бытовая обрядность. У бурят древние обряды, выполнявшиеся в прежние времена шаманами и родовыми старейшинами, были частично отброшены, а частично перекодированы в буддийском духе и стали исполняться ламами. Буряты приносят жертвы духам родовых и племенных предков. Это обряды, совершаемые на обо — молитвенном месте на вершине горы, перевале, у озера, дороги. Обряды-подношения на обо, совершаемые всем родом, сохранили ярко выраженный сезонный характер. Духов семейных предков буддизм заменил сахиусанами. Хотя бы раз в год каждая семья должна провести обряд подношения своему сахиусану, для чего приглашается лама. Внимание! Авторские права на книгу "Религии народов мира. Учебное пособие" (Горохов С.А., Христов Т.Т.) охраняются законодательством! |