Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное


Обычно с Зигмунда Фрейда, как с автора, начинаются все книги и лекции по психоанализу. Для того чтобы понять и лучше оценить вклад Зигмунда Фрейда, необходимо иметь представление о животном магнетизме Месмера и порожденном им гипнозе.


К сожалению, очень часто даже в серьезной литературе Фрейду приписывается роль первооткрывателя чуть ли не всех основных понятий современной психотерапии: бессознательного, сексуальности, ранних детских переживаний и т.п. Однако Зигмунд Фрейд, как и все гении человечества, при всей его революционности был лишь звеном эволюционного развития человеческой мысли. Но решающим звеном. Такие люди как бы посылаются нам, чтобы подвести итог какому-то этапу развития, систематизировав все лучшее, но разрозненное в одно гениальное творение.


Понятие бессознательного и его влияние на нашу жизнь уже рассматривалось до Фрейда: Лейбницем — в категориях физики (близко к современной квантовой); Дарвином — с позиции сравнительной эволюционной биологии (он же указывает на важнейшую роль сексуального инстинкта и сновидений) и др.


Психоанализу Фрейда предшествовало достаточное количество публикаций о влиянии на психику человека и его бессознательного и подавленной сексуальности и даже детской сексуальности (начиная с трех лет). Но величие Фрейда состоит именно в том, что он смог объединить разрозненные работы в самостоятельное научное направление, которому он нашел и теоретическое обоснование, и экспериментальное подтверждение.


Знаменитые последователи Фрейда (особенно Юнг) были умнейшими и очень культурными людьми, но его необъятный труд позволил им сэкономить много времени и энергии и направить свою мысль дальше или в прошлое (как у Юнга), но уже с плацдарма, завоеванного Фрейдом.


Фрейд понимал величие своего научного подвига. Он был очень честолюбивым человеком, но у него не было мании величия, он объективно оценивал свою личность, свой выдающийся вклад в развитие науки и общества. Можно сказать, что он ценил себя главным образом за поставленную еще в молодости величайшую цель — избавить человечество от большинства душевных страданий. А для этого надо глубоко понять их природу и причины, разработать максимально объективные методы их анализа и преодоления переживаний.


Поставив перед собой эту задачу, он поверил, что если не придет к ее решению до конца своей жизни, то проложит путь к ее решению последующим поколениям. Поэтому при скромности личной жизни, в которой все было подчинено работе, он объективно оценивал себя как великую историческую личность, подчеркивая, что он оказался одним из трех, кто нанес удар по самомнению человечества, или, как он называл, «центропупизму».


Первый удар нанес Коперник, который показал, что Земля — это не центр Вселенной, а одна из множества планет, которая сама крутится вокруг Солнца.


Дарвин нанес второй, состоящий в том, что человек — это не уникальное божественное создание, а высший (на данном этапе развития человечества) продукт эволюции животного мира.


И третьим был Фрейд, который показал, что «наш разум не всегда является хозяином в собственном доме».


Мы видим на своем примере, на примере своих близких, что нам не всегда удается совершать поступки только «по уму» и очень часто мы, даже заранее понимая, что что-то делать не надо, все равно это делаем. Как говорят, умом понимаем, но ничего не можем с собой поделать.


При изучении и оценке серьезного научного направления следует рассматривать его корни, цайтгайст и личность автора.


Для того чтобы открытие привлекло общее внимание и было признано великим, необходимо совпадение ряда факторов, когда нужная личность оказывается в нужном месте и в нужное время. Причем эти факторы действуют не последовательно, а одновременно и трудноотделимы друг от друга.


Наверное, очень многие потенциально выдающиеся люди так себя и не раскрыли, потому что они со своими замечательными идеями не попали на тот замечательный момент, когда эта волна бы их подхватила.


К теоретическим корням психоанализа Зигмунда Фрейда можно отнести труды выдающихся ученых: Лейбница (о монадах бессознательного), Фехнера о порогах ощущений (а значит, есть и подпороговое, неосознаваемое), Гельмгольца (о возможности довести анализ человека до физико-химических реакций), Дарвина о роли инстинктов (в том числе сексуального) и сновидений и т.д.


К практическим корням психоанализа в основном относятся лечебная и экспериментальная работа таких выдающихся неврологов, как Бернгейм, Шарко, Иосиф Брейер и собственная работа Фрейда с истериями и неврозами с применением гипнотерапии (которая в свою очередь берет начало от магнетизма Месмера и его последователей).


Разумеется, это лишь основные «корни», так как все источники психоанализа у ученого такой колоссальной научной эрудиции, как Фрейд, перечислить просто невозможно.


Цайтгайст (дух времени) показывает, какая общественная, научная атмосфера того времени способствовала возникновению и распространению того или иного направления в науке или искусстве.


Цайтгайст науки того времени (XIX в., особенно на рубеже XX в.) был пронизан преклонением перед открытиями в области точных наук и стремлением врачей и психологов внести максимальную научную точность в свои доказательства. В какой-то мере на интерес к работам Фрейда повлиял и культурный цайтгайст европейского общества, где на смену пуританской морали пришло время более свободного отношения и повышенного интереса к сексуальным проблемам.


И конечно же на любом научном (особенно философско-психологическом) направлении лежит отпечаток личности (судьбы и характера) самого автора. В знаменитом споре с Лениным Плеханов говорил о роли личности в истории как решающей, а Ленин возражал — «при чем здесь личность, есть исторические процессы, которые порождают ту или иную личность». Однако большинство политических историков уверены, что именно личность Ленина, его фантастическая энергия проведения в жизнь только своего видения ситуации и только своей трактовки марксизма оказали решающее влияние на судьбу России и половины человечества.


Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небогатой (хотя и не бедствующей) еврейской семье в Моравии. Теперь это Чехия, а тогда Моравия входила в состав Австрии. Спустя некоторое время семья Фрейда переезжает в Вену, в небогатый район.


Фрейд растет в многодетной семье, у очень любящей, красивой и легкой по характеру матери и тоже любящего, но строгого, а скорее основательного, отца. Ему ни в чем не отказывают, но он рано осознает, что для того, чтобы чего-либо добиться в жизни, необходимо много работать, хорошо учиться.


Зигмунд в раннем детстве любил играть в солдатики и мечтал стать великим полководцем, как Ганнибал или Наполеон. Нельзя сказать, что в Австрии в это время господствовал антисемитизм, но тем не менее государство проводило такую политику, при которой евреи могли реализовать себя в основном в трех сферах — это коммерция, юриспруденция и медицина. Подобное положение вещей вынудило его отказаться от военной карьеры, но амбиции остались и нашли путь к реализации. Фрейд не смог стать великим завоевателем «извне» и завоевал человечество «изнутри», став властителем мощного и таинственного царства нашего бессознательного, оказав на общество колоссальнейшее влияние наравне с другими великими представителями человечества.


Зигмунд был старшим и наиболее способным в семье, лучшим учеником своей школы. Родители ценили его способности и старались создать хорошие условия для учебы. Он единственный из детей учился при масляной лампе, а остальные при свечах, чтобы не тратить масло.


После школы Фрейд идет учиться на врача, но при этом мечтает стать ученым. Однако, чтобы содержать семью (а он собирается жениться), ему было необходимо стать врачом-практиком. Фрейд всегда говорил, что эта работа ему не нравилась, что всегда его тянула исследовательская стезя. Каждый случай он анализировал. Некоторые пациенты даже жаловались, что, когда Фрейд чувствовал, что с этим пациентом он для себя ничего нового не откроет, в глазах его угасал интерес и он доводил сеанс формально.


Уже тогда у него установился строгий режим, который он будет соблюдать до конца дней. В первой половине дня он работал с пациентами не только как врач, но и как пытливый исследователь. Он не просто лечил, а постоянно что-то уточнял, опровергал, закреплял, корректировал. Во второй половине дня, после прогулки и обеда, Фрейд напряженно анализировал результаты работы с пациентами, сверяясь с литературными источниками и опытом коллег. Фрейд изыскивал любые возможности для получения новых знаний, практического опыта, научно-практических стажировок.


Неоценимый опыт для выявления и проверки основных положений будущего психоанализа дали ему стажировки в Париже и Нанси, где он получает бесценный опыт совместной работы, общения и личной дружбы с такими выдающимися авторитетами невропатологии, как Шарко и Бернгейм, основателями двух самых известных школ гипнотерапии.


Почему так тесно связаны гипноз и психоанализ?


Потому что Фрейд приходит к основным идеям психоанализа, наблюдая за сеансами гипноза у Шарко, Бернгейма, Брейера и на собственном опыте.


Дело в том, что именно во время этих сеансов он видит, что под гипнозом начинают у пациента неожиданно раскрываться такие особенности личности, ярко возникают такие воспоминания, о которых человек, придя в нормальное состояние, не помнит. Создавалось впечатление, что где-то в подсознании существует какая-то другая личность. И если сначала думали, что подобное раздвоение происходит только у патологических больных, то потом оказалось, что это проявляется и у многих нормальных людей.


Фрейд по совету Шарко обратил внимание на то, что в результате проговаривания под гипнозом «болевой темы» многие пациенты испытывали чувство облегчения, как бы разрядки от напряжения. При этом большинство тем, на которые пациенты сами выходили под гипнозом, так или иначе касались сексуальных проблем.


Облегчение в результате гипноза не было основной целью Шарко, но он говорил, что после того, как человек выскажется, выплеснет из себя все, что его тревожит, поплачет, порыдает, вспомнит какую-то детскую травму, которую он уже не помнит наяву, то потом, просыпаясь, чувствует облегчение, хотя не помнит, что произошло. Это, по существу, то же самое, что и катарсис — так Аристотель назвал эффект очищения-облегчения через страдание в греческой трагедии. В этом смысле этот термин уже употреблялся и в гипнотерапии, но именно Фрейд вводит это понятие в научную систему психоанализа, что не только не ставит под сомнение его авторство, а напротив, показывает его широкую эрудицию и способность находить нужный росточек и выращивать его до целого дерева.


Катарсис (по Фрейду) в гипнотерапии, происходит только в том случае, если пациенту в процессе гипнотерапии и психоанализа удается выйти на действительную (вытесненную из сознания) причину его невроза. Подчас это случается как бы неожиданно и выглядит как открытие, озарение. Фрейд и назвал это явление инсайт (англ. insight — озарение).


Многие считают (хотя это очень спорно), что психоанализ начался с так называемого случая с Анной О. (ее настоящая фамилия долго не была известна).


У Фрейда был друг и учитель Йозеф Брейер, который пригласил его посмотреть интересный случай истерии. Брейер по методу гипноза Шарко лечил истерию Анны О. Это была интересная женщина из хорошего общества, страдавшая комплексом мнимой беременности. В процессе этих сеансов Анна так привязалась Брейеру, что начала буквально преследовать его, грозила чуть ли не самоубийством. Брейер вынужден был даже на время бросить свою врачебную практику и уехать за границу.


Но это уже был побочный эффект от случая с Анной О. А главное, что вынес из этого Фрейд, это то, что, когда Анна О. начинала под гипнозом свободно выговариваться о своих сексуальных проблемах и неудовлетворенных желаниях, у нее наступало облегчение. Причем, выйдя из гипноза, она не могла вспомнить ничего из этих разговоров даже при наводящих вопросах.


Позже он многократно встречался с этим феноменом — лишь одно свободное и откровенное проговаривание сексуальных проблем под гипнозом, а затем и при психоанализе без гипноза многим пациенткам, страдающим истериями и неврозами, приносило облегчение и нервную разрядку.


Надо сказать, что критики или пропагандисты теории сексуального удовлетворения для лечения неврозов, забывают о том, что Фрейд указывал на важность «золотой середины», т.е. половая распущенность может быть не менее сильной причиной невроза, чем неудовлетворенность. Будь то распущенность с партнером или злоупотребление мастурбацией. Это изнашивает нервную систему, идет перерасход жизненной энергии, снижаются силы, энергетика, снижается иммунитет, замедляется рост (у подростков, которые слишком этим увлекутся). Если человек занимается спортом, то падают спортивные показатели.


Кстати, насчет мастурбации. Одно время пугали, что если кто-то занимается мастурбацией (а через это прошли почти все в определенном возрасте, особенно мужская часть), то это очень опасно для здоровья. А для религиозного человека — смертный грех (эта традиция перешла в христианство из иудаизма). Ну а так как большинство подростков проходят через это «увлечение», то у многих особо внушаемых откладывались весьма тяжелые комплексы грешности и вредности. Психоаналитики первой волны считали, что мастурбация не только не вредна, но полезна для снятия нервно-психического напряжения от сексуальной неудовлетворенности. И поэтому даже обучали гигиеническим правилам этой «процедуры». Думается, что это перегиб в другую сторону. Даже если допустить, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте не наносит никакого вреда, то стоит иметь в виду, что она также может привести к неврозу, к зависимости (как к наркотику или алкоголю). И еще один важный психологический момент. Человек, привыкший удовлетворять сексуальную потребность путем мастурбации, может потерять активность в поисках реального партнера и так и не организовать нормальную половую жизнь и семью.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!