Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера


Альфред Адлер (1870—1937), так же как и Карл Густав Юнг, был одним из первых и наиболее талантливых деятелей психоаналитического направления после Зигмунда Фрейда.


И Юнг, и Адлер, и многие другие знаменитые ученые и практики, вышедшие из лона классического психоанализа, признавали гениальность и авторитет Фрейда и были готовы развивать его основные идеи, дополняя и корректируя их собственными теоретическими и практическими поисками.


Однако Фрейд, автор революционного учения в психологии и психотерапии, несмотря на неоспоримую гениальность, отличался непримиримостью к критике своих основных положений. Впрочем, его можно понять, если встать на его точку зрения, так как он был искренне убежден, что такие положения, как стадии раннего сексуального развития и эдипов комплекс, составляют суть принципиальных положений психоанализа. Именно по этой причине он расстался и с Юнгом, и с Адлером.


Главное отличие Адлера от коллег в том, что он первый придал психотерапии социальную окраску. Он подчеркнул недопустимость и искусственность рассмотрения индивидуума, его сознательного и бессознательного, изолированно от влияний социума. Человек не существует вне общности, вне социального контекста, будь-то малая группа (жена, муж, ребенок), будь-то класс, партия или нация.


Адлер был уверен, что психотерапия, практическая психология должна стать широким достоянием, в отличие от Фрейда, который придавал элитарный характер своим разработкам, и подчеркивал, что психоанализу даже после университета надо учится и даже переучиваться.


Адлер разрушил элитарность психоанализа. Фрейду это, конечно, не понравилось и он по прошествии многих лет скептически заметил, что такой психоанализ можно изучить за две недели. На что Адлер ответил: «Да, и я горжусь этим. Чтобы сделать его доступным за две недели, я шел к этому сорок лет».


Разумеется, мы понимаем, что это не глубокий анализ Фрейда, требующий действительно многолетней подготовки и длительного терапевтического процесса. Поэтому Адлер заменил слово психоанализ на термин индивидуальная психология. (Так же как Юнг, свое направление психоанализа назвал аналитической психологией, признавая, что классический психоанализ — это Фрейд. Это сейчас все кому не лень называют себя психоаналитиками.)


К тому же названием индивидуальная психология Адлер хотел подчеркнуть не только независимость от Фрейда, но и то, что во главу угла он ставил работу не с отдельными переживаниями клиента, а целостную оценку его индивидуального жизненного стиля. Этим он также подчеркивает активную творческую роль индивидуума, тогда как у Фрейда клиент выглядит как пассивная арена борьбы животных инстинктов и моральных требований.


Как известно, на все психотерапевтические направления нужно смотреть через призму личности их создателей. Они все в значительной мере выдают борьбу самих авторов с собственными проблемами и комплексами.


Можно предположить, что преувеличенная (по мнению Адлера и других) Фрейдом роль сексуального инстинкта была его бессознательной реакцией на подавленные (до уровня сексофобии) сексуальные потребности, хотя это не отрицает исключительно важной роли исследований Фрейда в этом направлении.


Юнг всю жизнь боролся с собственной шизофренией и достиг блестящего результата, придя к личностной гармонии в том возрасте, когда у многих здоровых людей начинается деградация.


Рассмотрим и Адлера с этой точки зрения, т. е. с позиции особенностей личности и биографии.


Он отказался от применения классического психоанализа, так как его первый фрейдовский вариант (с элементами гипнотизма) у него просто не получился бы, потому что он не был так харизматичен, как Фрейд, Юнг, Шарко или Мессмер... Они все были величественными красавцами, воздействующими на людей почти гипнотически уже одной своей личностью, и хотя все старались отмежеваться от такой причины своего успеха, совершенно очевидно, что момент личностного воздействия психоаналитика, как и гипнотизера, является одним из решающих факторов успеха.


Адлер не был харизматической личностью, но был слишком самолюбив, чтобы признать это. Просто после нескольких неудачных попыток работы с гипнозом (от которого тогда Фрейд еще не отказался) он пошел к славе другим путем: будучи блестящим лектором, завоевывал популярность не у отдельных клиентов, а у широких аудиторий, но не только для удовлетворения собственных амбиций, а из благородных социальных чувств помощи людям. Этот момент самоутверждения ярко выражен Адлером именно в его положениях о «стремлении к превосходству», «комплексе неполноценности» и «суперкомпенсации».


Адлер родился 1870 г. под Веной в небогатой еврейской семье торговца, как и Фрейд. Но если Фрейд жил в районе, который можно отнести к типу гетто, то Адлер жил в обычном районе Вены, играл с обычными мальчишками на улице и поэтому у него не было фрейдовского комплекса национальной ущемленности.


Однако у него был другой психотравмирующий фактор — очень тяжелое детство. Он родился третьим ребенком (из шести) в семье, хотя в некоторых источниках ошибочно пишут, что вторым. Казалось бы, мелочь. Но не для данной темы.


Дело в том, что одним из ключевых моментов его теории было такое положение, как порядок рождения. Он считал, что порядок рождения в многодетной семье определяет психотип ребенка, т. е. первенцы по психотипу отличаются от младших детей, и те и другие отличаются от средних.


Разумеется, речь идет о среднестатистической семье, и поэтому возможны нередкие исключения. Однако американцы проводили статистическую проверку, и у них оказалось много подтверждений этой концепции Адлера.


Эта теория вкратце выглядит таким образом. Старший находится в центре семейного внимания (речь идет о нормальных семьях), пока нет младшего. Когда рождается младший, внимание обычно переходит на него (кстати, как и в животном мире), а у старшего ребенка начинает возникать чувство неполноценности (т. е. второй ребенок ему кажется более ценным для родителей) и появляется желание обращать на себя больше внимания любой ценой, в том числе и плохим поведением.


У многих первенцев эта потребность привлекать внимание любой ценой приводит в дальнейшем к тому, что из них вырастают неординарные как позитивные (политики, ученые, писатели, артисты), так и негативные (преступники, алкоголики, извращенцы) личности.


То же самое нередко бывает, когда первенцы остаются единственными детьми в семье. Здесь они рискуют попасть под одну из крайностей родительского отношение: гиперопеку или гипоопеку.


Гиперопека — это когда за ребенка делают то, что он должен делать сам, и такой уродливой любовью не готовят его к преодолению жизненных трудностей, которые могут оказаться для него непосильными, и он уйдет от них в невроз, алкоголизм, отклоняющееся поведение.


Гипоопека — это когда ребенок чувствует, что родителям наплевать на него. Он вырастает отверженным (так было с Чикатило) и начинает мстить обществу как преступник (как правило, с элементами садизма), злостный тунеядец или тоже уходит в неврозы и алкоголизм.


Другими словами, как всегда, истина посередине.


Ребенок должен знать, что его дела за него никто делать не будет и не из-за недостаточной любви, а из уважения к его самостоятельности. Однако он должен быть уверен, что там, где это действительно необходимо, он получит родительскую поддержку (А.Р.).


Средний (второй—третий, но не младший) ребенок обычно лучше приспособлен к жизненным реалиям. С одной стороны — внимание родителей (однако не только к нему), с другой — дружба-соперничество и даже периодические конфликты с другими детьми. Иными словами, он получает больший диапазон навыков социальной адаптации. Он меньше переживает, когда внимание родителей больше переключается на следующего ребенка. Адлер указывал на возможные различия между вторым и третьим средними детьми, но они весьма спорны и для изложения сути его теории не существенны.


Младший чаще бывает наиболее избалован гиперопекой и в дальнейшем сталкивается с теми же социальными проблемами, что и единственный. Хотя здесь очень важен характер отношений со старшими детьми, которые могут существенно повлиять на характер ребенка как в хорошую, так и в невротическую сторону при гиперопеке (от любви или желания покомандовать) или при принебрежительном непринятии (в игры, разговоры — «мал, недорос»).


Эти положения, как и многое в своих теориях, Адлер вывел из собственного опыта (хотя и проверял потом на других). Когда в семье Адлеров родился младший ребенок и внимание матери перешло к нему, Альфред начал чувствовать свою ущемленность и перенес всю свою любовь на отца, к которому до этого не было привязанности. Эту привязанность он сохранил до конца жизни.


На примере ряда известных психологов мы видим, как потребность в любви, неудовлетворенная матерью, переходит на отца. Это было и у Анны Фрейд (ей казалась, что мама больше любит ее сестру), и у Абрахама Маслоу (который полюбил отца, пьяницу и дебошира, так как мать оказалась еще хуже).




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!