Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев


Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) родился в Вятской губернии в семье деревенского полицейского. Отец умер, когда Владимиру было восемь лет. Учится он хорошо, совершенный фанатик чтения книг. Надо сказать, что ему очень повезло, потому что в Вятской губернии в ссылке находился Герцен и основал там библиотеку.


Владимир Бехтерев был не просто страстным и пытливым читателем, он постоянно призывал не просто к чтению как к накоплению информации, а стимулятору для развития собственных идей. Бехтерев считал, что «прочитанная книга — это ваш капитал, а ваши раздумья после этого — это проценты с капитала».


Он был физически крепким ребенком, но с очень ранимой психикой. У него не было явных отклонений, но он отличался повышенной чувствительностью. В шестнадцать лет Бехтерев направляется в Санкт-Петербург поступать в Военно-хирургическую академию (позже ее переименовали в Военно-медицинскую). Оказалось, что в эту академию можно поступать только с момента призыва в армию. Но, видимо, Бехтерев не зря обладал харизмой и невероятной силой внушения. Он каким-то чудом пробивается к ректору, они два часа беседуют, и ректор пишет ходатайство на имя Его Императорского величества с просьбой принять этого уникального человека, чтобы не потерять для науки ни одного года.


Интересно, что, поступив в Военно-хирургическую академию, Бехтерев сразу попадает в больницу. Я думаю, что это было, скорее всего, результатом нервного перенапряжения. Видимо, для того, чтобы пробиться в эту академию, он потратил слишком много интеллектуальных и духовных сил, и когда достиг почти недостижимой цели, как победивший олимпиец «рухнул без сил». Ему был поставлен диагноз «меланхолия». (Сейчас такой диагноз не ставится, это рассматривается как одно из проявлений депрессии.) Лечился он у И.А. Сикорского, выдающегося русского психиатра.


Надо сказать, что психиатрия в то время была молодая наука, с трудом отвоевывавшая себе самостоятельное место в медицине. Ранее считалось, что все психические нарушения имеют органическое происхождение. И только Крафт Эбинг (вторая половина XIX в.) начал рассматривать шизофрению как болезнь личности, которая поддается лечению (именно это утверждение, случайно прочитанное, Юнгом оказалось для него судьбоносным и заставило его уйти в психиатрию).


Сикорский, тоже был сторонником «психологизации» психиатрии (как стыковой области медицины и психологии). Он не просто лечил Бехтерева, а пробудил в нем интерес к этой еще недостаточно популярной области науки.


Но в психиатрию Бехтерев приходит через неврологию, считая, что для «психологизирования» надо иметь прочный материальный фундамент.


Бехтерев всегда стремился к научной объективности и раскрытию сущности физиологических причин, а на их базе и психологических процессов и явлений. Он был уверен, что в недалеком будущем психолог, который не знает «назубок» анатомию и морфологию мозга, будет считаться неграмотным специалистом, как архитектор, который планирует здания, не зная основ техники строительства.


Он доходит до такого фанатичного изучения мозга, что ученые и студенты говорили, что головной и спинной мозг по-настоящему знают только Господь Бог и Бехтерев.


Бехтерев разработал уникальную схему проводящих путей головного и спинного мозга. Своей работой «Проводящие пути головного и спинного мозга» он прославился на весь мир (она была переведена на разные языки). При этом у Бехтерева не происходит профессиональной деформации, типичной для многих невропатологов, которые считают, что все нервно-психические отклонения детерминированы только органическим (врожденным или посттравматическим) состоянием нервной системы.


Надо сказать, что и Фрейд пришел в психоанализ через неврологию. Но когда умные, творческие неврологи (в отличие от своих менее одаренных коллег) не получают ответа и решения проблемы, исходя из анализа органических причин, они начинают рассматривать психологические причины, причем не на уровне псевдонаучных толкований (с чем часто встречаемся в поликлиниках и санаториях), а серьезно углубляясь в научную психологию и психиатрию.


Бехтерев никогда не был узким специалистом, он понимал, что причины нервно-психических заболеваний нужно рассматривать комплексно, учитывая степень влияния различных факторов. Ради этого он не упускает ни малейшей возможности, чтобы расширить и углубить познания не только в своей, но и в смежных дисциплинах.


Бехтерев уезжает в Германию. Он даже знакомится с самим Вильгельмом Вундом и его замечательной лабораторией, в которой в 1870-е гг. зародилась экспериментальная психология, в которой было начато объективное и изучение психических процессов и их пороговых ощущений и восприятий. Это направление в дальнейшем получило название психофизика, так как экспериментальная психология стала пониматься шире (надо сказать, что сейчас нередко термин психофизика употребляется неграмотно, подразумевая под этим псевдонаучную трактовку единства психики и соматики).


Бехтерев увлекается психофизикой, т. е. объективным аппаратурным измерением физических проявлений психических процессов, но на этом не останавливается. Но Бехтерев слишком «широк», чтобы свести всю не только психологию, но и физиологию к цифровым показателям. Из Германии он уезжает под Париж, в госпиталь, в котором работал легендарный невролог Шарко (которого Фрейд считает своим главным учителем). Бехтерев проходит у него обучение и, так же как Фрейд и Юнг, проявляет огромный интерес к гипнозу. Шарко, первый, кто за счет своего авторитета, завоеванного в другой сфере деятельности (как психиатр), вывел гипноз из категории мошенничества и колдовства. Шарко показал, что гипноз можно использовать при лечении некоторых заболеваний. (Правда, надо сказать, что, когда не стало Шарко, гипноз опять был изгнан из клиник и стал полулегальным.)


Бехтерев возвращается на родину и начинает всячески пропагандировать гипноз и пытается снять с него табу в России. Гипноз считался аморальным с точки зрения того, что гипнотизируемый становится как бы игрушкой в руках гипнотизера. Бехтерев пытается доказать, что гипноз можно и нужно применять, но не во всех случаях, есть противопоказания, такие как, например, телевизионный гипноз, который может иметь для многих зрителей отрицательные последствия в связи с разнородностью аудитории и невозможностью индивидуального контроля.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!