Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана


В этой главе с разрешения Носсрата Пезешкиана использованы некоторые материалы из его книги «Позитивная психотерапия» (Пезешкиан Н., 2005).


«Если ты хочешь иметь, то чего никогда не имел, то сделай то, чего ты никогда не делал» (Н. Пезешкиан).


Позитивная психотерапия — это терапия, центрированная на конфликте. Это направление было разработано Носсратом Пезешкианом, который также основал в Германии Международный центр позитивной психотерапии. В дальнейшем эта работа была успешно продолжена сыном Н. Пезешкиана Хамидом Пезешкианом, который издал в 1993 г. монографию «Основы позитивной психотерапии».


Сложно отнести позитивную терапию к какому-либо существующему направлению, поскольку она уникальна в своем роде, и все же она близка к гуманистическому подходу:


Позитивная психотерапия — метод, который учит «понимать скрытые в каждом из нас возможности творческого воссоздания мира и потрясающую перспективу раскрытия самого себя» (Н. Пезешкиан).


Название позитивной психотерапии происходит от латинского слова positum — «фактический», «данный» (это первое значение данного слова, а второе — положительный) и означает реалистичное отношение к клиенту и его проблеме.


В том смысле, в котором в фотографии говорят «позитив», в отличие от «негатива», или как «позитивные науки», объединяющие точные естественно-научные (статистически — экспериментально доказуемые) и научные исследования, в отличие, например, от философии.


Важно увидеть человека действительно таким, какой он есть, но с положительным вектором, используя даже недостатки как уроки и подсказки для решения проблемы (в пределах его реальных возможностей).


Пезешкиан приводит высказывание Гете: «Если мы будем видеть людей не просто такими, какие они есть... но обходиться с ними, опираясь на имеющийся в каждом потенциал, то люди начнут развиваться духовно, и мы приведем их туда, куда можно привести». Очень интересное окончание цитаты «куда можно привести», т.е. в пределах реальных возможностей(!) а не к «воздушным замкам», ибо: «Ничего не стоит строить воздушные замки, но разрушение их обходится слишком дорого», — напоминает Носсрат Пезешкиан.


У нас и за рубежом нередко к позитивной психологии стали относить и учение о восприятии мира через «розовые очки», это не только не научно, но и вредно. Человек начинает терять ощущение реальности, «разоружается» психологически перед лицом различный неприятностей и несправедливостей, теряет стресс-толерантность.


К таким же ошибкам многих современных и популярных (особенно американских) психологов относится призыв «Больше любить себя», от этого такая же польза, как и от призыва: «Не быть эгоистом и не любить себя» — в обоих случаях вы сосредотачиваетесь на своем «Я» — главной мишени всех неврозов. Здесь лучше занять среднюю позицию — проявлять заботу о ближних, уважать их, но и про себя не забывать! Переключайте свое внимание на интересные дела, на помощь другим, думайте о своих интересах, перестаньте зацикливаться на «болячках своих обид и эгоистических переживаний», и они сами собой начнут проходить.


Я специально заострил внимание Пезешкиана на этом вопросе. Он подтвердил, что главная причина более значительной «невротизации» западных людей по сравнению с восточными заключается в большей концентрации внимания на проблемах собственного Эго («Я»). Поэтому призыв больше любить свое Эго лишь повысит эту невротизацию («Я себя люблю, а другие меня не ценят» и т.п.).


К корням позитивной психотерапии Н. Пезешкиана, безусловно, надо отнести то, что он «озападненный» представитель Востока (Ирана) и очень гуманной религии Бахаи. Бахаи не противопоставляют себя представителям других религий, уважают их и определяют свою веру как «религию единства», верят в абсолютное единство Бога: «Единство в многообразии, земля есть единая страна, а все люди — ее граждане».


Бахаи считают, что у Бога только одно божественное волеизлияние и одна правда, о которых проповедуют все религии, различия только в обусловленных временем исторических формах и проявлениях, находящихся в русле единого эволюционного процесса. Возник бахаизм в середине XIX в. в русле шиитского направления ислама. Его основатель — Бахаулла — жил с 1817 по 1892 г. По данным Британской энциклопедии, бахаизм проповедуют около 6 млн человек на всех континентах. Считается, что после Бахауллы человечество достигло зрелости, что означает не только больше свободы, но и больше ответственности. У бахаи нет священнослужителей, каждый призван совместно и самостоятельно искать истину.


Каждая работа, которая выполняется с мыслью о служении Богу, является богослужением (это близко к ессеям, кабале, протестантам и староверам). Главное служение Богу — это честный труд. Молитвами этого отношения не заменишь.


Исламская притча: «Когда одна хозяйка, поставив угощение перед священнослужителем, сказала: “Я готовила это, читая Коран”, священнослужитель, попробовав еду, отодвинул тарелку и ответил: „В следующий раз читай поваренную книгу“».


Бахаи подчеркивают равноправие мужчин и женщин, стремление к хорошему воспитанию и обучению детей, постоянное стремление к самоусовершенствованию, гостеприимство. Молитвы и медитации — благоговение, в которых могут участвовать и дети.


К этому влиянию следует добавить, что Н. Пезешкиан с детства любил музыку, сначала народную, а потом и классическую. Он всю жизнь занимается спортом — борьба, альпинизм, велосипед.


Разработал систему упражнений, некий интервальный метод, который очень мобилен, поскольку его можно применять где угодно: дома, в офисе, гостиничных номерах (2 раза по 15 минут: до 1000 прыжков на месте плюс различные упражнения). Этот метод позволяет ему поддерживать форму в постоянных переездах для проведения лекций и семинаров по всему миру.


Н. Пезешкиан пишет: «Важной мотивацией появления „Позитивной психотерапии" является, возможно, то, что я нахожусь в транскультурной ситуации. Будучи персом (иранцем), я живу с 1954 г. в Европе. В этой ситуации я обратил внимание на то, что многие формы поведения, привычки и представления по-разному оцениваются в разных культурах. Этот опыт я в какой-то мере приобрел уже во время моего детства в Тегеране. Речь идет о предубеждениях, прежде всего религиозного характера, которые я мог наблюдать в то время. Из-за своей принадлежности к бахаи мы находились всегда в поле напряженности между нашими исламскими, христианскими и еврейскими школьными товарищами и преподавателями. Это подталкивало меня как к размышлениям о взаимоотношениях меду религиями, так и взаимоотношениях между людьми. Я знакомился с семьями моих школьных товарищей и учился понимать их поведение исходя из их мировоззрения и семейных традиций. Позднее я столкнулся с подобной конфронтацией и в профессиональной сфере: во время моего обучения на врача я часто наблюдал напряженные отношения между психиатрами, невропатологами и пихотерапевтами. И я постепенно научился отказываться от предубеждений» (Пезешкиан Н., 2004).


Позитивная психотерапия очень большое внимание уделяет транскультуральному подходу, т.е. изучению и учету взаимовлияния различных культур в многокультурном и многонациональном обществе. Этот подход очень важен и для нашей многонациональной страны. Не зря в США наибольшее количество будущих психологов хотели бы стать консультантами именно в области этнической психологии.


Свои коренные национальные, религиозные и семейные традиции не так-то легко гармонизировать с западной и, в частности, с немецкой культурой и обычаями. Такая ассимиляция происходила не так уж и легко. И потому люди, переживающие подобную ситуацию в жизни, часто обращаются к Н. Пезешкиану (его жене и сыновьям), поскольку тот испытал это все сам когда-то и может понять их.


Пример кросс-культурной философии дал еще Махатма Ганди:


«Я не желаю окружать мой дом каменной стеной и баррикадировать мои окна.


Культуры всех стран должны беспрепятственно овевать мой дом.


Но никто не должен, однако, отрывать меня от моей родной земли».


Пезешкиан считает, что в первую очередь мать заложила в нем способности, которые он называет «первоначальными», — это любовь к людям, трудолюбие, терпение, умение общаться с разными людьми, доверчивость, эмоциональность, юмор, мужество, оптимизм. «От нее, — воспоминает он мать — мне больше запомнились интересные поучительные истории (притчи) и заповеди, чем приказания. А главное — подала личный пример делом — простым повседневным трудом, который воспринимается не как наказание, а как естественная потребность служения любимым и своему очагу».


Мой (А.Р.) анализ показывает, что большинство хороших (не просто любящих) матерей являются хорошими поварихами, рукодельницами и гостеприимными хозяйками (тест). Причем они не воспринимают свой труд как «тяжелый крест», а просто живут с радостями и горестями и другой жизни себе не хотят. Если этих качеств или стремления их развить, или сожаления об их отсутствии нет — это тревожный признак и может по-разному негативно отразиться на детях — они могут стать лентяями, потребителями и истероидными невротиками.


Фридрих Шлегель: «Только тот, кто находится в согласии с миром, может находиться в согласии с самим собой» (и наоборот — ТЕСТ — А.Р.).


Жан Поль: «Благодаря детству, полному любви, можно еще полжизни выдерживать холод окружающего мира».


Позитивная терапия — это направление в психологии не академического уровня, какими являются психоанализ, бихевиоризм, но заслуживает внимания своим истинно гуманистическим подходом и уже известным практическим эффектом, а также продолжающимся распространением в Германии и Северной Америке. Есть сторонники этого направления и в России.


Основу позитивной психотерапии составляют три принципа:




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!