Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз


Искусственно наведенные трансовые состояния, люди, становящиеся марионетками в руках мага-волшебника или чудесно исцеляющиеся... Эти явления стары как мир и всегда волновали воображение. Искусством такого воздействия владели шаманы практически во всех древних племенных цивилизациях.


Жрецами египетских храмов эти «психотехнологии» были доведены до такого искусства массового и индивидуального воздействия на людей (а говорят, даже на силы природы), которого до сих пор не может постичь современная наука.


Рассмотрим гипноз лишь как один из корней психоанализа Зигмунда Фрейда, т. е. нас интересует гипноз с того момента, когда он начинает претендовать на научный метод лечения различных, в основном неврно-психических и психосоматических заболеваний.


Франц Антон Месмер еще не употреблял термин «гипноз», но именно месмеризм и вытекающие из него «животный магнетизм» и целительные трансовые состояния послужили основой для различных модификаций, которые в конечном итоге привели к возникновению медицинской гипнотерапии.


В свою очередь, работа Зигмунда Фрейда с гипнозом и гипнотическими состояниями оказала серьезнейшее влияние на разработку классического психоанализа.


Многие понимают под гипнозом полное сомнамбулическое состояние, когда человек не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Однако это лишь одна, самая глубокая стадия гипноза. Но гипноз бывает в разных стадиях, в том числе поверхностных, когда вы все прекрасно осознаете и находитесь лишь в легком трансовом (в большинстве случаев приятном) состоянии.


Надо сказать, что, несмотря на тысячелетия существования этого явления, официально термин гипноз как метод лечения вводит англичанин Брейд после 1841 г. А произошло это после того, как Джеймс Брейд, хирург из Манчестера, решил посетить знаменитые гастроли женевского магнетизера Лафонтена, будучи уверенным, что имеет дело с обычным цирковым мошенничеством.


Мы уже говорили про Лафонтена, который демонстрировал свои «магнетические» возможности в присутствии Папы римского и большой толпы народа в Риме, усыплял льва в лондонском зоопарке, а заодно лечил людей месмеровским магнетизмом.


Так вот, критически настроенный англичанин Брейд, наблюдая за «магнетизмом» Лафонтена, вдруг пришел к мысли о том, что в этом кроется какое-то очень важное для медицины явление и над ним надо хорошенько подумать.


Джеймс Брейд, как и все передовые люди того времени, был образован энциклопедически и ввел название из греческой мифологии, согласно которой «Гипнос — сын ночи и сновидений». От этого слова Брейд и назвал внушенный «сон наяву» гипнозом.


Брейд начинает более внимательно изучать древний опыт наведения трансовых состояний, труды Парацельса, различные модификации месмеризма, практическую деятельность Лафонтена и аббата Фариа, о котором мы тоже кратко упоминали ранее. Аббат Фариа проводил сеансы магнетического воздействия и лечения, весьма близкие к современным методам гипноза.


Он вставал прямо перед пациентом или зрителем, которого он приглашал из зала, клал руки ему на плечи и, надавливая сверху, приказывал сесть. Приглашенный садился, но уже как бы подчиняясь власти аббата над собой. Фариа смотрел в упор в глаза и тихим ритмичным голосом произносил четкие команды.


Надо сказать, что уже Фариа начал понимать, что не все люди поддаются гипнозу, даже очень сильному. И поэтому, чтобы избежать неудач, он пользовался тем, чем пользуются и сейчас гипнотизеры, — он приглядывался и видел людей более внушаемых, более гипнабельных.


Вот один из тестов проверки гипнабельности.


Вы просите присутствующих на вашем сеансе соединить пальцы рук в замок и говорите: «А теперь я буду считать до десяти. С каждым счетом ваши пальцы все более слипаются и цепенеют. На счет «десять» они окажутся намертво спаянными, и вы не сможете их разжать до моего приказа «Пальцы! Разжать!».


В реальности кто-то разожмет их сразу, кто-то разожмет, но с трудом (сделайте вид, что не обращаете на них внимания), а кто-то вообще не сможет разжать до вашего приказа. Это «ваши люди». Вы можете вызывать их на эстраду, и они будут делать почти все, что вы прикажете. Разумеется, при этом вы должны вести себя как профессиональный гипнотизер: спокойно, властно, «таинственно», все команды и движения отработаны до автоматизма.


Тестов на гипнабельность много, это тема отдельного цикла семинаров. Однако опытный гипнотизер легко, одним взглядом определяет, насколько гипнабелен человек без всяких тестов.


Гипнабельности стесняться не надо. И говорить, что такой человек лучше или хуже, неправильно. У гипнабельного есть свои преимущества, он легче поддается лечению внушением и самовнушением. Но именно таким людям важно знать техники гипноза и самогипноза, чтобы не стать жертвой злонамеренных влияний.


Невозможность ввести некоторых людей в состояние гипноза была одной из причин, по которой Фрейд отказался от него при психоанализе. Другая причина была в том, что под гипнозом человек может не совсем объективно ответить, а начать фантазировать или отвечать так, как (ему кажется) хочет гипнотизер. Об этих и других причинах отказа Фрейда от гипноза в психоанализе в конце главы. А пока вернемся к истории гипноза.


После Фариа гипнозом начинает заниматься еще целый ряд последователей. При этом одни из них настаивают на месмеровском «животном магнетизме», другие считают, что все дело во внушении и в воображении, в расположенности, доверии, а то и некоторой влюбленности в гипнотизера.


Об этой «некоторой влюбленности» надо сказать особо. В идеале это вариант христианской любви, как бы любви к «ближнему», потому что если это начинает переходить в обычную эротическую любовь, то она уже не помогает, а мешает, нередко становится самостоятельным неврозом, т. е. мучительной эмоциональной зависимостью (со всем «букетом» неразделенной страсти, страданий, ревности и пр.).


Опасность такой «привязки» наиболее ярко проявляется в процессе гипнотерапии. С этим столкнулся и друг Фрейда, практикующий врач Иосиф Брейер (о котором мы скажем позже). Он даже вынужден был на время бросить работу и уехать, чтобы отвязаться от болезненной привязанности одной пациентки. При этом во всех прочих отношениях это была вполне нормальная умная, красивая, светская женщина.


Такие «привязки» именно во время гипнотерапии чувствовал и панически их боялся и Зигмунд Фрейд. Это тоже была одна из причин, по которой Фрейд отказался от гипноза.


Поэтому если вы чувствуете, что к вам привязывается зависимый (ищущий, к кому бы привязаться) человек с неуравновешенной психикой, ни в коем случае не переходите с ним границу профессиональных отношений, потому что потом он будет вам в три часа ночи звонить и говорить, что, если вы немедленно не примите его, он с собой покончит и т.д. Обычно это типичный шантаж истероидных психопатов, но иногда они после двух-трех попыток псевдосамоубийства могут «доказать» всем, что они не симулировали. С такими людьми надо быть очень осторожными. Я уже не говорю о лицах с выраженным психотизмом (устойчивой неадекватностью восприятия себя и проблемы). С ними вы просто не имеете права работать без психиатрического образования.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!