Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»


«Очень талантливая и очень злая», — шутя или серьезно сказал Зигмунд Фрейд о Карен Хорни. Одно несомненно — он ценил ее ничуть не ниже самых выдающихся психоаналитиков-мужчин.


Карен Хорни (1885—1952) — одна из трех женщин, которые вошли в историю психоанализа наравне с такими мужчинами-психоаналитиками, как Адлер, Фромм и т.д. Кроме нее, в эту тройку входят Анна Фрейд и Мелани Кляйн, о которых мы уже говорили. И все же в иерархии психоаналитиков без скидки на пол Карен Хорни занимает более высокое место. К тому же многие ее не без основания считают родоначальником неопсихоанализа и неофрейдизма.


Как всегда, мы с вами смотрим с трех позиций — это корни, дух времени и личность конкретного автора направления. Без этого мы не получим полного впечатления, потому что мы не будем видеть истоки данного направления, почему оно получило развитие именно в это время, а не раньше и не позже, и конечно, необходимо учитывать личность человека, как разработчика или наиболее яркого представителя рассматриваемого направления.


Корнями является Фрейд. Даже не соглашаясь с Фрейдом, некоторые представители психоанализа состоялись именно на этом несогласии. Фрейд является катализатором большинства идей не только в психоанализе, но и во всех направлениях современной психотерапии, в том числе тех, которые возникли на критике Фрейда. Надо заметить, что Хорни, в отличие от Юнга и Адлера, не относится к отступникам, которые порвали с Фрейдом. Она всю жизнь преклонялась перед ним, считая, что она как бы дополняет его, а не уходит в сторону.


Мы знаем, что Фрейд болезненно относился ко всем дополнениям и коррекции психоанализа, но на Хорни это не распространялось. Возможно, одной из причин подобного отношения являлось то, что она с ним непосредственно не работала. Фрейд высоко оценивал способности Карен Хорни и говорил про нее: «Очень талантливая и очень злая». Этот момент характеризует ее очень сложный характер.


Среди великих психоаналитиков мы нередко встречаем «сапожников без сапог». И Фрейд, и Юнг, и телесный психоаналитик Райх были практикующими психотерапевтами и к тому же врачами, которые свои профессиональные обязанности выполняли исключительно добросовестно и трепетно. Имея совершенно потрясающие отношения с клиентами, в быту они уживались довольно тяжело и сложно. В процессе работы у них было идеальное взаимодействие с людьми, а в личной жизни конфликты и трудности. У Хорни (в молодости) это усугублялось внутренними конфликтами с самой собой, доводившими ее почти до самоубийства. Возможно, именно это позволяло ей лучше видеть проблемы своих пациентов, и в первую очередь — женщин, ярой «заступницей» которых (не перед мужчинами, а перед обществом в целом) она оставалась всю жизнь.


Дух времени характеризуется поднятой Фрейдом после Дарвина концепцией рассмотрения человека как животного, но с более высокоразвитыми инстинктами. Уделялось большое внимание сексуальному инстинкту, как главному инстинкту жизни — продолжения рода. Однако к «индивидуально-биологическому» фрейдизму начинает все более властно присоединяться социальный аспект. В начале ХХ в. во всей Европе одновременно с развитием капитализма идет рост социальной напряженности. Социальные темы становятся актуальными не только в политике, но и в психологии, и даже в медицине. Начинаются попытки научной борьбы с капитализмом. Психиатры и психотерапевты все чаще утверждают, что главной причиной неврозов является социальное неравенство, порождаемое частнособственнической психологией.


Идея всеобщего равенства и братства, которому мешает только частная собственность, периодически возникала еще в учениях Заратустры, Платона, Христа, Кампанеллы, однако теперь под влиянием марксизма она утверждается на научном уровне. Как мы знаем, Фрейд (вслед за Дарвином) не разделял этого оптимизма, считая частнособственнические инстинкты, включая борьбу за выживание, имманентными биологическими инстинктами человека, как социального животного. Эти инстинкты, которые Фрейд ассоциировал с агрессивностью, неистребимы ни в каком обществе, но у человека, в отличие от животного, они могут камуфлироваться в различные виды непрямой агрессии (злости, конфликтности) или даже уходить в аутоагрессию (неврозы, алкоголизм и прочее саморазрушение).


Карен Хорни попадает под модное влияние социалистических идей, и хотя она не отрицает влияния биологических факторов на формирование личности, но роль социальных моментов оценивает намного выше.


Теперь переходим к ее биографии, чтобы рассмотреть, через какие события собственной жизни она пришла к психоанализу, а точнее, к хорнианскому психоанализу.


Карен Хорни родилась в 1885 г. в маленьком местечке около Гамбурга. Ее отец был норвежцем, мать — голландкой. Отец был капитаном теплохода, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Можно понять, что в то время это была фигура очень серьезного масштаба, так как только начинались пассажирские перевозки на лайнерах. Отца Карен можно назвать морским волком — крупный, мужественный, грубоватый, умеющий держать в руках огромную команду лайнера. У Карен с детства формируется к нему двойное отношение. С одной стороны, восхищение его мужской силой, с другой стороны — ощущение давления, что отец в доме главный, а мать всегда на вторых ролях. Надо сказать, что для Карен Хорни характерно утрирование негативного влияния на нее. Поэтому нет никаких фактов, что отец действительно был груб. Нигде не говорится о каких-либо физических наказаниях.


Мать была на восемнадцать лет моложе своего супруга и вышла замуж (как она сама говорила дочке), чтобы не остаться старой девой, а не по любви. Иногда она настолько ненавидела своего мужа, что хотела буквально его убить. Безусловно, не совсем объективное отношение матери к мужу повлияло на формирование отношения Карен к отцу.


Отец был патриархальным протестантом — считал, что мужчина есть мужчина, а женщина есть женщина, она должна заниматься домашним очагом и знать свое место. Мать тоже была верующей, но более свободных взглядов. В протестантской ветви христианства есть разные направления, в том числе весьма лояльные, весьма свободные. Мать в пределах дома все время старалась отстаивать свою свободу, что Карен Хорни начинает потом делать в мировом масштабе и станет одним из инициаторов и организаторов феминистического движения.


Рассматривая семью Карен, стоит упомянуть ее отношение к старшему брату. Нельзя сказать, чтобы она его не любила, но очень сильно ревновала к нему родителей. У нее создавалось впечатление, что родители, и в первую очередь отец, лучше относятся к старшему брату. Карен, как было упомянуто выше, всегда преувеличивала негативные явления, у нее шел постоянный поиск обиды. В частности, она утверждала, что раз она родилась некрасивой, то решила стать умной. Однако говорят, что она была обаятельной и привлекательной женщиной. Это можно видеть на многих ее фотографиях. Но в этом вся Хорни, она экстремистка — или все, или ничего: «Если она не первая красавица, значит — уродина». У нее, особенно в молодости, были резкие перепады настроения. Она очаровывала людей своим живым умом, умела мгновенно завязывать контакты и также легко могла рассориться.


Отец отдает ее сначала в религиозную протестантскую школу (неформальную, где соблюдались все обряды именно той жесткой линии, которой принадлежал отец). Эффект получается обратный. В отличие от Юнга, которому после различных эзотерических религий христианство показалось просто скучным, и он начал искать в глубине веков более интересные духовные традиции, Хорни вообще разочаровывается в религии и постепенно склоняется к атеизму. К семнадцати годам она становится совершенно законченной атеисткой, которая религию нигде не упоминает и не рассматривает.


После школы Карен собирается идти в медицинский колледж. При этом она встречает сопротивление отца, считавшего специальность врача чисто мужской. В это время женщин-врачей практически не было в Германии (особенно в том землячестве, где они жили). Но Карен не сдается и находит поддержку в лице матери. Отец уступает. Хорни поступает в колледж и учится блестяще. Затем она, единственная женщина, проходит курс обучения на медицинском факультете Фрайбургского университета и добивается специального разрешения быть первым аттестованным врачом-женщиной.


Во время учебы Карен начинает интересоваться политикой и, как во всем, за что она берется, уходит с головой в изучение, обсуждение и пропаганду социалистических идей. Как мы уже говорили, в это время в Европе, и особенно в Австрии и Германии, студенты, преподаватели университетов, творческая интеллигенция активно участвуют в дискуссиях о различных путях и формах социализма, который должен покончить с буржуазным государством и его социальной несправедливостью.


Эта активность помогает ей выходить из периодически повторяющихся депрессивных состояний. Трудно сказать, что здесь явилось основной причиной — наследственность или ранние детские переживания, но примерно с четырнадцати лет у нее бывают настолько глубокие депрессии, что она иногда думает о самоубийстве. Сама Хорни связывает свои депрессивные состояния с недостатком любви. Она чувствует, что с детства была обделена любовью. Потом в своих работах Карен будет постоянно подчеркивать, что все неврозы идут от нехватки любви в самом раннем детстве. Она проверяет это на своих клиентах. Считает, что ей не хватило любви, и эта нехватка перерастает в потребность, в том числе и сексуального удовлетворения.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!