Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 33. Психотерапия М. Эриксона



Каждый сам знает решение своей проблемы, даже если думает, что не знает.


Милтон Эриксон



Эриксоновский гипноз — направление, разрабатывающее новые формы наведения и использования гипнотического транса, считается началом новой волны в психотерапии 70— 80-х гг. (позитивная психотерапия, нейролингвистическое программирование — НЛП). Хотя надо сказать, что сам Милтон Эриксон предпочитал говорить не об эриксоновском гипнозе, а об эриксоновском подходе, который шире и глубже, чем набор технических приемов.


Милтона Эриксона (9909—9980) можно рассматривать с позиции любого психотерапевтического направления.


О нем можно говорить в связи с психоанализом, так как он уделял решающее внимание бессознательному и понимал людей лучше, чем они сами себя.


С другой стороны, он работал методом якорения, который представляет собой основную схему бихевиоризма стимул-реакция (или по И.П. Павлову — условный рефлекс). И хотя основоположниками НЛП считаются Ричард Бэндер и Джон Гриндер, они признают, что отправной точкой их работы стал анализ творчества в первую очередь именно Милтона Эриксона, а уже потом Федерика Перлза и Вирджинии Сатир.


Эриксоновский гипноз вобрал весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается, главным образом своим недирективным, гуманистическим отношением к клиенту.


Можно сказать больше — что они диаметрально противоположны по воздействию на клиента. В отличие от традиционного гипноза, эриксоновский подход не только не подавляет волю клиента, а напротив, помогает ему максимально раскрыть свой собственный потенциал.


Эриксон, будучи исключительно эрудированным специалистом, всегда считал себя практиком и избегал теоретизирования. Его опыт обобщен и описан учениками и последователями, участниками его знаменитых семинаров. Как мы уже говорили ранее, каждое серьезное научное направление следует изучать с трех позиций, иначе его до конца не понять.


Первое — это корни. Все серьезные ученые с уважением относятся к своим предшественникам и хорошо знают их работы. Милтон Эриксон, конечно, относился к таким личностям.


Второе — мы рассматриваем Zeitgeist (дух времени). Почему именно в это время стало востребовано направление, проблески которого были и раньше.


И третье — это личность, а точнее, личность и биография человека, который, решая свои проблемы, пришел к таким глобальным общечеловеческим выводам.


Если вы исключите хоть одну составляющую, то ничего не поймете. Надо видеть живого человека, который в конкретное время, в конкретную эпоху исследует совершенно конкретные проблемы и т.д.


Начнем со знакомства с корнями.


Милтон Эриксон не побоялся взяться за тему, в области которой потерпели неудачу величайшие авторитеты. Франц Антон Месмер, будучи ярчайшей фигурой и пользовавшийся в свое время колоссальнейшим авторитетом, решив показать человечеству возможность излечения многих болезней, в том числе и истерии, путем трансов, был сломлен решением французской академии наук о ненаучности своей деятельности.


От Месмера до Жана Шарко было много известных личностей, которые занимались гипнозом, но как серьезное научное направление гипноз так и не был признан.


Фрейд отказался от гипноза по ряду причин, в том числе из-за его сомнительной репутации в научных кругах.


Старший товарищ и один из учителей Фрейда Иосиф Брейер, так же как Карл Густав Юнг, отказались от гипноза, столкнувшись с фактами, когда поведение пациента уходило из-под их контроля и становилось непредсказуемым.


И только Милтону Эриксону удалось снять налет мистицизма с гипноза и научно обосновать вызываемые им трансовые состояния.


Что же такое трансовое состояние?


Это состояние, при котором человек как бы условно отключает левое полушарие. Сознание не мешает функционированию организма, наши мощные природные ресурсы активизируются и начинают нас лечить (самолечение, самооздоровление). Поэтому трансовые состояния могут позитивно воздействовать на здоровье.


Итак, Милтон Эриксон начинает работать с гипнозом научно. Что же его подтолкнуло к этому? Давайте рассмотрим дух времени.


Эриксон живет в Америке, где в то время господствует бихевиоризм (наука о поведении), который весьма агрессивно противопоставляет себя завезенному из Европы психоанализу.


Джон Уотсон, Беррес Скиннер и их последователи утверждали, что психоаналитическое «копание» во внутреннем мире человека ненаучно, так как бессознательные процессы не поддаются объективному измерению и психологи должны заниматься только экспериментальными исследованиями поведенческих реакций на различные стимулы.


Однако визиты в США с лекциями Фрейда и Юнга уже возбудили у американских ученых и особенно у врачей-практиков устойчивый интерес к психоанализу.


Милтон Эриксон, будучи практиком, не собирался вступать в теоретические дискуссии и старался взять полезное и ценное и от бихевиористов, и от психоаналитиков.


Ведь работая с гипнозом, мы, с одной стороны, имеем дело с подсознанием (которым занимается психоанализ), а с другой — следуем бихевиористской схеме «стимул-реакция» (или павловскому условному рефлексу) (бихевиоризм).


Теперь о личности Милтона Эриксона и его судьбе, которая наложила отпечаток на его замечательное учение и практику.


Эпиграфом к его жизни можно взять слова из трагедии Шиллера «Братья-разбойники»: «Мой бог, видно, ты меня решил сделать истинно великим человеком, если посылаешь столько испытаний».


Если бы его матери сказали, какие болезни и несчастья выпадут ее сыну с самого рождения, то думаю, она вряд ли захотела бы рожать такого несчастного человека. И мы лишились бы одной из самых выдающихся фигур в современной психотерапии и подхода, который помог тысячам людей.


Да и сам он именно благодаря своему подходу прожил долгую, плодотворную и счастливую жизнь (так считал не только он сам, но и все, кто его знал). Это была жизнь, полная любви и взаимопонимания с родными, сотрудниками и пациентами.


Проблемы со здоровьем у Милтона начались с рождения: у него отсутствовало цветовое зрение (только спустя время он начал с трудом различать пурпурный цвет), был очень плохой слух, серьезные речевые нарушения.


Однако это не сформировало у него «адлеровского» комплекса неполноценности. Может быть, потому, что он рос на маленькой ферме в окружении только близких людей и домашних животных, которые были для него такими же друзьями и собеседниками, как люди.


Когда к ним на ферму забрела заблудившаяся лошадь, маленький Милтон вывел ее на дорогу и сказал: «Иди домой». Она постояла, постояла и пошла. А мальчик пошел за ней. Через некоторое время они пришли на ферму, хозяин которой радостно узнал свою лошадь и спросил Милтона: «Как ты узнал, что она с этой фермы». Милтон пожал плечами и ответил: «Она сама меня привела».


В этом случае пророчески отразился главный принцип эриксоновской психотерапии: «Каждый сам знает решение своей проблемы, даже если думает, что не знает», — надо помочь ему выйти на дорогу из жизненного тупика, а дальше он сам поймет, куда ему идти.


В возрасте примерно семнадцати лет, когда он только-только стал приспосабливаться к жизни со своими недостатками, его приковал к постели полиомиелит.


Сам Эриксон говорил, что учился ходить дважды. В этом ему помогло подражание движениям маленькой сестренки, которая в это время делала первые шаги. И этот навык подражания он тоже использует в своей системе, разрабатывая свой знаменитый прием «пристройки к клиенту».


В пятьдесят два года приступ полиомиелита опять и теперь уже навсегда оставил его в кресле. При этом его мучили постоянные жесточайшие боли в области спины и непрекращающаяся мигрень.


Эриксон умел не только мужественно переносить тяготы судьбы, но и превращать минусы в плюсы. Например, у него была парализована часть языка, и он очень непонятно говорил. Начав тренироваться просто для того, чтобы окружающие его понимали, он достиг такой суперкомпенсации, что своей медленной, четкой и музыкальной речью практически сразу мог ввести человека в транс.


По существу, Милтон Эриксон с самого начала своей жизни оказывается в ситуации, когда надо придумывать себе другую реальность, потому что в настоящей жить было просто невозможно. Ему было некуда отступать.


Он заблокировал в себе все отрицательные мысли: «Все хорошо, все нормально, меня все любят». И веря в это, он действительно жил, окруженный постоянной любовью других людей, что, наверное, и было его главным достоянием.


Многие здоровые, красивые и богатые люди умирают (если не физически, то духовно) от того, что их никто не любит, и лишь потому, что они никого не любят. А этот человек («краше в гроб кладут») жил в постоянной взаимной любви со всеми родными и окружающими, всем своим примером заражая и поддерживая их и своих пациентов.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!