|
ОглавлениеГлава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая» Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса Глава 22. Психодрама Я. Морено Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя Глава 25. Логотерапия В. Франкла Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна Глава 33. Психотерапия М. Эриксона Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. РанкаОтто Ранк (1884—1939) менее известен у нас, чем другие ведущие представители психоаналитической школы, был очень яркой личностью. Он рос болезненным юношей, страдал от хронического ревматизма и еще более от чувства одиночества. У него были холодная и высокомерная мать и отец-алкоголик. Уже в юности он испытал глубокую депрессию. Он вспоминал: «Я рос предоставленный себе, без друзей. Я нахожусь постоянно в состоянии полудремы, а реальность, в которой мне приходится жить, причиняет лишь страдания. Сегодня я купил оружие, чтобы покончить с собой. А потом меня обуяла жажда жизни и огромный протест против смерти». И Ранк начал бороться с безысходностью, развивая свой творческий потенциал. Ему захотелось оставить что-то ценное после себя. Ранк имел техническое образование, но больше интересовался религиозными и психологическими проблемами. Его работы наполнены страданием от одиночества, творческими порывами и стремлением к бессмертию. Уже в первом своем труде «Художник» Ранк достаточно оригинально представил идеи З. Фрейда, которые в то время еще не были признаны. Заинтересованный Фрейд пригласил его вступить в Общество психологических сред, преобразованное вскоре в Венское психоаналитическое общество. Последовали и другие труды, психоаналитически анализирующие мифологические сюжеты: воплощение темы инцеста, аномального рождения, двойников, легенды о Лоэнгрине и Дон Жуане. Стоит отметить, что почти двадцать лет многие психоаналитики восхищались работами Ранка, его пониманием искусства, литературы и мифов с позиций психоанализа. Ранк также проявил хорошие организаторские способности — сначала в роли личного секретаря Фрейда, а затем секретаря Венского психоаналитического общества. В 1919 г. Фрейд поручил Ранку возглавить Венский институт психоанализа. А с 1920 г. Ранк начал вести собственную психоаналитическую практику, которая в последствии существенно изменила его взгляды. В 1924 г. в соавторстве с Шандором Ференцы он опубликовал работу «Развитие психоанализа», где было сказано о необходимости сокращения сроков терапии. Несмотря на то что авторы постоянно подчеркивали свое уважение к Фрейду, их идеи несколько расшатывали основы классического психоанализа. Они намекали, что роль раннего детского опыта в невротизации личности сильно преувеличена. Фрейд выразил недовольство. А после выхода в свет «Травмы рождения» (1924) между учеными произошел разрыв, хотя Ранк считал эту работу конструктивным развитием психоанализа — попыткой дополнить теорию психической травматизации. Согласно Фрейду, человек приходит в мир абсолютно асоциальным, только с природными инстинктами. Процесс его социализации происходит в болезненных «притирках» с чуждыми ему общественными нормами, «шрамы» от которых травмируют его на протяжении всей последующей жизни, и цель психоанализа именно в смягчении болезненного опыта. Развивая эту идею, Ранк добавил, что самым сильным травматическим переживанием является рождение — отрыв от организма матери и погружение в неблагоприятную внешнюю среду. Ранк исходил из того, что плод растет и развивается в условиях полного блаженства. Плавая в околоплодной жидкости, он обеспечивается кислородом и прочим питанием. Когда же он отрывается от организма матери, он внезапно попадает в неблагоприятные условия: сила тяготения возрастает, температура снижается, кислород не поступает, он начинает испытывать массу новых ощущений, действие звука, света и т. п. Согласно Ранку, такая резкая и болезненная смена среды жизни, которую переживает человек во время рождения, и является первопричиной тревоги, страха, первой и самой сильной травмой. Развивая эту идею, Ранк определил этот первый страх как боязнь ребенка на подсознательном уровне, с одной стороны, появления в мир из утробы матери, с другой — возврата назад. Таким образом, всю жизнь человек живет под гнетом страха не только смерти, но и самой жизни. В этой же работе, «Травмы рождения», он вводит термин «невротический страх жизни». Если задуматься, то, действительно, очень часто причиной невроза может быть не столько страх смерти, сколько страх жизни. Именно наличием подобного страха, а не подавленным инцестуозным влечением сексуального характера Ранк объяснял первичные невротические тенденции. Он вообще не касался эдипова комплекса и считал, что травма выхода из утробы матери является куда более серьезной причиной, чем подавленные сексуальные импульсы, а отношению ребенка к матери придавал большее значение, чем отношению к отцу. И несмотря на то что эта работа была посвящена Фрейду, Ранку пришлось уйти из психоаналитического общества. Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством! |