Наука Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Практическая психология и психотерапия

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139163
Язык:
Объем текста: 700 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта

Глава 2. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов

Глава 3. Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Владимир Михайлович Бехтерев

Глава 4. Бихевиоризм: Джон Уотсон

Глава 5. Бихевиоризм: Б.Ф. Скиннер и оперантное обусловливание

Глава 6. Психоанализ

Глава 7. Корни психоанализа. Гипноз

Глава 8. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Великое и спорное

Глава 9. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты

Глава 10. Анна Фрейд. Механизмы психологической защиты. Детский психоанализ

Глава 11. Карл Густав Юнг. Аналитическая психология

Глава 12. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Глава 13. Карен Хорни. «Очень талантливая и очень злая»

Глава 14. Психосинтез Роберто Ассаджиоли

Глава 15. Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Глава 16. Гуманистическая психология и психотерапия

Глава 17. Гештальтпсихология

Глава 18. Гештальттерапии

Глава 19. Эрих Фромм. Гуманистический психоанализ

Глава 20. Гуманистическая психология А. Маслоу

Глава 21. Клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса

Глава 22. Психодрама Я. Морено

Глава 23. Экзистенциальная психология и психотерапия

Глава 24. Экзистенциальное консультирование Р. Мэя

Глава 25. Логотерапия В. Франкла

Глава 26. Гипотеза родовой травмы и волевая терапия О. Ранка

Глава 27. Межличностная терапия Г.С. Салливана

Глава 28. Когнитивная терапия А. Бека

Глава 29. Рационально-эмоциальная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Глава 30. Теория черт личности Г. Айзенка

Глава 31. Мультимодальная терапия А. Лазаруса

Глава 32. Трансакционный анализ Э. Берна

Глава 33. Психотерапия М. Эриксона

Глава 34. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Достижения и предостережения

Глава 35. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

Глава 36. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6. Психоанализ


Тема психоанализа всегда вызывала множество споров. Существовали и существуют крайне противоположные точки зрения по данному вопросу. Одних психоанализ ввел в заблуждение, и казалось, что это панацея от всех бед; иные видели в основе психоанализа только призыв к свободе сексуальных взаимоотношений. Но несмотря на достаточно неоднозначную оценку, психоанализ прочно вошел в нашу жизнь, а следовательно, необходимо познакомиться с его основными положениями.


В наше время не только психологи и психотерапевты, но и любой человек, считающий себя культурным, не может не знать особенностей происхождения и основ психоанализа. Человека, не имеющего хотя бы общее представление о психоанализе, можно сравнить с тем, кто впервые увидел телефон и не знает, как им пользоваться. Однако для того, чтобы иметь полное право называть себя психоаналитиком, необходимо пройти исключительно серьезную подготовку.


Согласно концепции Зигмунда Фрейда, классический психоаналитик — это человек, имеющий психологическое или медицинское образование, углубленно занимающийся психоанализом, прошедший длительную стажировку и на себе испытавший полный цикл психоанализа в качестве пациента у опытного психоаналитика.


Однако и этого недостаточно. Для психоаналитика, как и для поэта, необходим талант. Ведь научить рифмовать можно любого человека, но гарантировать, что из него выйдет второй Пушкин, весьма сложно. Это относится и к психоаналитику — здесь тоже необходим врожденный талант, что постоянно подчеркивал Фрейд.


В свое время много споров вызывал вопрос: является ли психоанализ областью медицины и должны ли им заниматься врачи?


По глубокому убеждению Фрейда, медицинское образование не обязательно для психоаналитика. Он даже сетовал, что большинство врачей, имевших в то время органическую (невропатологическую) ориентацию на причины психических расстройств, очень трудно перестраиваются на психологические акценты.


Главной же способностью к психоанализу он считал врожденное стремление разбираться в собственной душе и в душах других людей. Без этого никакие знания и приемы не помогут. Однако и без них не обойтись, т. е. мало хотеть спасти утопающего, надо еще уметь плавать. Но в то же время если я буду блестяще плавать, но мне наплевать на людей, то от моего мастерства и от меня никакого толку не будет. Та же самая тенденция прослеживается и в психоанализе — с одной стороны, необходимо иметь потребность разобраться как в собственной душе, так и в проблемах других людей, а с другой стороны, обязательно надо быть вооруженным теоретическими знаниями и техническими приемами.


Психоаналитик должен сочетать в себе душевное стремление и постоянное накапливание технического мастерства.


Сейчас термины психоанализ, психоаналитик употребляются слишком широко. Нелишне напомнить, что Зигмунд Фрейд если открыто и не говорил, то явно подразумевал: «Психоанализ это я, а чуть в сторону — называйте как угодно, но по-другому». Так, Юнг назвал свой психоанализ аналитической психологией, а Адлер — индивидуальной психологией.


Современный психоанализ (неофрейдизм и неопсихоанализ) берут за основу классический вариант, но с серьезными модификациями.


Это естественно. Наука развивается. Да и сам Фрейд, всегда жадно интересовавшийся новейшими научными достижениями, сейчас наверняка внес бы существенные изменения и дополнения в теорию и практику классического психоанализа.


В настоящее время наиболее популярным считается психодинамический подход — это фактически психоаналитическое направление, но как бы более широкое. Наряду с психоанализом этот подход использует и элементы поведенческой терапии, и разных школ гуманистический психологии, о которых мы будем подробно говорить дальше.


Использование такого комплексного подхода помогает успешно достичь основной задачи, которой является не теоретическая борьба за пальму первенства, а практическая помощь клиенту. (Напоминаем, что слово клиент вместо пациент ввел представитель гуманистической психологии Карл Роджерс, подчеркивая активную, партнерскую роль человека, обратившегося за терапевтической помощью.)


К сожалению, многие из тех, кто сейчас называют себя психоаналитиками, не знают истории вопроса. А это очень обогатило бы их взгляд на психоанализ и привлекло бы к ним не только доверчивых и малограмотных, но и вполне культурных клиентов.


Дело в том, что в большинстве даже неплохих учебников и монографий психоанализ начинается сразу с Фрейда. Мы считаем, что для того, чтобы глубже понять это направление и величие Зигмунда Фрейда, очень важно хотя бы краем глаза взглянуть в «лабораторию» его творчества. Посмотреть, из каких многообразных истоков, их анализа, систематизации и критического переосмысления, долго, в творческих муках и радостях возникало открытие, оказавшее огромное влияние не только на психологию, но и на всю культуру современного общества.


Если мы посмотрим в прошлое и в настоящее психоанализа, то можем попытаться спрогнозировать линию его будущего развития, т. е., увидев, откуда эта линия выходит и где находится в настоящий момент, можно со значительной достоверностью предположить ее дальнейшее направление, а точнее — направления.


Нельзя сказать, что без психоанализа вообще бы не было психотерапии. Этот термин употреблялся еще до Фрейда, но имел несколько иное значение. Фрейд четко обосновал, расширил за пределы медицины, а главное — невероятно углубил это понятие.


Раньше считалось, что если человек психически болен, то с ним работает психиатр, а если психически здоров, то ему вообще никто не нужен.


А как же быть нам смертным, т. е. большинству людей, у которых «множество проблем», периодические состояния депрессии, душевные страдания, непонятные семейные конфликты, те или иные неврозы?


К кому нам идти?


К психиатру мы не пойдем: «чего же мне расписываться, что я ненормальный»? К тому же у психиатра традиционной ориентации профессиональная деформация, потому что он работает с патологиями. Если к здоровому человеку (или даже к шизоиду) он будет подходить как к шизофренику, то может довести его до шизофрении.


Поэтому сейчас во всех цивилизованных странах психиатры и медицинские психотерапевты обязаны пройти гуманистическую переподготовку и дополнительную аттестацию, дающую право работать с пациентами (а фактически уже с клиентами), не попадающими под диагноз серьезного нервно-психического заболевания.


Думаю, это не лишняя информация в условиях полного правового бескультурья нашей психотерапии от вседозволенности до «всезапретности».


Но вернемся к психоанализу.


Нет такой сферы не только в психологии, психотерапии и психиатрии, но и философии, политике, искусстве, религии, которую бы не затронуло появление психоанализа. Даже на критике люди заработали столько диссертаций, что уже должны были золотой памятник Фрейду поставить.



Корни психоанализа


Каждое учение, каждая личность (являющаяся автором данного учения) могут быть по-настоящему поняты с трех позиций.


Первое — корни. Обязательно надо посмотреть, что было до этого, поскольку ничего не бывает на пустом месте, ничего мы не выдумываем «с нуля».


Второе — цайтгайст, немецкое слово, обозначающее «дух времени». Этот термин вошел во многие учебники, поэтому его уже не переводят (например, зачем переводить слово «спутник», если оно во всем мире звучит как «спутник»).


Необходимо посмотреть, почему это учение (если его корни существовали уже достаточно давно) так развернулось именно в это время. Какая общественная атмосфера, какая динамика других смежных наук позволила ему раскрыться именно сейчас, а не раньше.


Третий — исключительно важный фактор — личность самого автора или, по крайней мере, лидера в этом направлении (если авторов несколько). Это, безусловно, накладывает серьезный отпечаток на его труд и нашу оценку этого труда.


Надо сказать, что все основные психологические и психотерапевтические теории и учения по сих пор живы, потому что большинство, если не все их великие авторы пропускали их через себя, решая собственные жизненные проблемы, иногда, может быть, даже не решив их до конца.


Например, Юнг, как выдающийся психиатр, объективно диагностировал себя как шизофреника и при этом лечил других.


Надо сказать, что шизофреник — это совсем не обязательно идиот (хотя и такое возможно), он может быть умнейшим и даже гениальным человеком. Вообще, термин шизофрения стал так широко применяться, что многие психиатры (например, Гарри Стэк Салливэн) вообще отказались от его употребления. Но это отдельная тема.


Итак, посмотрим, что же было до открытия психоанализа. Откуда идут его корни? Из науки и практики.


О чем мечтал Фрейд? Ни много ни мало о том, чтобы если не осчастливить все человечество, то, по крайней мере, избавить его от большинства душевных страданий.


Он убедился, что с какой бы жалобой ни приходили к нему как невропатологу пациенты, в большинстве случаев все сводилось не к объективным, а к субъективным, т. е. душевным, не всегда объяснимым страданиям. Многие из них были не чужды и ему.


Казалось бы, люди, независимо от стран, исторических этапов, нравов и уровня благосостояния, обречены на душевные муки и боль непонимания не только со стороны других, но и самих себя. Даже религии смирились с этим как с неизбежным.


И вот оказался человек, который решил бросить вызов этой проблеме веков, причем не на уровне молитв и заоблачных обещаний, а на строго научной основе и при одновременном творческом переосмыслении многовекового практического опыта целительного воздействия на психику людей.




Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

299
 Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия

Представлены классические направления психотерапии: психоанализ, поведенческая, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психотерапии и другие направления и школы, применяющиеся в практической психологии, педагогике, социальной и оздоровительной работе. В практикумах даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий.<br /> В новое издание включены главы о малоизвестных у нас выдающихся психоаналитиках О. Ранке и Г.С. Салливане, а также о когнитивной психотерапии А. Бека, рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, поведенческой терапии с позиции теории черт личности Г. Айзенка и мультимодального подхода А. Лазаруса, эклектической, интегративной и холистической психотерапии, переделаны и дополнены главы о позитивной терапии, трансактном анализе и нейролингвистическом программировании.<br /> Для студентов и учащихся педагогических вузов, колледжей, педагогов, практических психологов, социальных работников.

Внимание! Авторские права на книгу "Практическая психология и психотерапия" (Романин А.Н.) охраняются законодательством!