Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 6.
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


План


1. Концепции и модели информационного общества.


2. Становление информационного общества и его место в историческом процессе.


3. Диалектика количественного и качественного в информационном обществе.


4. Место и роль Интернета в информационном обществе.


5. Социокультурные и экономические проблемы информационного общества.


1. Концепции и модели информационного общества


В философских исследованиях понятие «информационное общество» используют для обозначения общества качественно нового типа, которое должно прийти на смену современному постиндустриальному социальному устройству и в котором преобладает деятельность, связанная с производством, потреблением, передачей и хранением информации. Информационное общество многими авторами рассматривается как некоторая идеальная модель социального устройства, реализация которой на практике может и не состояться.


По поводу появления термина «информационное общество» в литературе нет единого мнения. Некоторые исследователи считают, что его автором является американский экономист Ф. Махлуп. Наряду с ним авторство приписывают японскому ученому Т. Умссао. Другие исследователи считают, что термин был предложен японским теоретиком К. Коямой, на основании трудов которого в Японии еще в 1972 г. была принята программа «План информационного общества: национальная цель к 2000 году». Большую роль в утверждении и популяризации этой концепции сыграла работа другого японского исследователя Е. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество», а также книги западных футурологов О. Тоффлера, Дж. Нейсбита, Д. Белла и др.


«В мировой науке понятие “информационное общество”, появившись во второй половине ХХ века, формировалось на протяжении 50 лет, и сейчас многие ученые вслед за Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что информационное общество — это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее… основу определения его социальной структуры — информацию». Согласно новой философской энциклопедии термин «информационное общество» используется для характеристики постиндустриального общества, претерпевающего информационную революцию.


Анализ иных взглядов на сущность информационного общества показывает, что его основной характеристикой, ядром, является информация, с которой связаны другие явления.


Понимание сущности любого явления происходит через уяснение его основных признаков. Если информация — это системообразующий признак информационного общества, то его можно определить как среду, форму существования, распространения и использования информации и основанных на ней технологий в процессе жизнедеятельности. В широком, глобальном смысле информационное общество можно понимать как совершенно новую высокотехнологичную модель, концепцию общественного прогресса.


Определений информационного общества существует несколько, но, как обобщает Л. Е. Гринин, «под ним понимается общество, где сектор, связанный с созданием, передачей и распределением знания и информации, занимает одно из главных мест в экономике и где даже повседневная жизнь все более зависит от объема, скорости и доступности информации и удобства информационных технологий».


Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теорий постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один — информационный сектор. Именно он и является системообразующим для информационного общества. Информация провозглашается в рамках этой концепции ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. «Интеллектуальные технологии» открывают невероятные возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экологических и других проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при разрешении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования.


Концепция информационного общества была впервые сформулирована в начале 60-х гг. ХХ в. Суть идеи Э. Тоффлера заключалась в том, что человеческое общество совершает целый ряд переходов посредством технических революций в сфере производства. Такие переходы, этапы развития цивилизации Тоффлер называет волнами.


Первой волной развития цивилизации, по мнению Тоффлера, выступает транзит от культуры охотничества и собирательства к земледелию, то есть к аграрному типу общества, для которого характерна слабая социальная дифференциация и преобладание сельского хозяйства как метода производства.


Вторая волна реализуется посредством индустриальной революции, которая приводит к коренному разлому самой структуры человеческой жизни. Для индустриального типа общества характерно резкое увеличение дифференциации общества, появление класса предпринимателей и урбанизация. Основным средством производства становится машинное производство.


Третья волна знаменует собой переход к постиндустриальному типу общества, которое характеризуется не только массовым потреблением, но и превалированием информации в качестве наиболее востребованного продукта. Более того, «третья волна не просто ускоряет информационные потоки, она трансформирует глубинную структуру информации, от которой зависят наши ежедневные действия». Наряду с изменением процесса производства и радикальным преображением индустриальной техносферы, появляется новая область человеческого бытия — инфосфера. А это, по мнению Э. Тоффлера, символизирует начало совершенно новой эпохи — «эпохи не массовых средств информации». Последний тезис требует пояснения, особенно в том смысле, что обыденное сознание тесно и не без причины соотносит постиндустриальное общество и средства массовой коммуникации. Объяснение здесь следующее.


Вторая волна характеризуется процессом формирования «массового сознания», которое не может состояться без наличия единого и тотального источника информации. Индустриальное общество — это общество монополии на информацию. Умами владеют те, кто владеет газетами, журналами, радио и другими каналами массовой коммуникации, а таких субъектов, как правило, не много. По мнению Э. Тоффлера, третья волна в корне меняет процесс коммуникации. «Не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами, а новые средства информации отражают и ускоряют этот процесс».


Именно в обозначенном выше плане следует понимать тезис о тотальной демассификации. Постиндустриальное общество — это время массовых коммуникаций, формирующих клиповое, разнообразное, фрагментарное восприятие, но не массовое сознание. С развитием концепции информационного общества связаны работы американского социолога Д. Белла. В своих исследованиях он часто обращался к сюжету приоритетных инфраструктур. По его мнению, каждый из типов общества имеет свои приоритетные, ключевые каналы, благодаря которым осуществляется материальный и духовный обмен. Д. Белл указывал на три инфраструктуры:


1) транспорт — «это дороги, каналы, железнодорожные и воздушные магистрали; все это позволяло связывать воедино различные локальные общества и осуществлять перемещение товаров и людей»;


2) средства передачи энергии — например, изобретение водяного колеса, паровой машины. Крупный технологический прорыв был связан с использованием электричества и нефти;


3) средства коммуникации — от примитивных техник, связанных с появлением речи и письменности, до газет и телерадио­вещания. Современным прорывом, укрепившим позиции пост­индустриального общества, считается массовый доступ людей к Интернету.


Все три выделенных Беллом канала имели место на протяжении всего развития человечества. Однако направление, где происходил технологический прорыв, от раза к разу менялось. Первый прорыв был осуществлен в транспортной инфраструктуре. Индустриальное общество, наоборот, было склонно к развитию инфраструктуры, связанной с добычей и накоплением энергии.


Для постиндустриального общества характерен прорыв в области коммуникационных технологий, который привел, по мнению Д. Белла, к «информационному взрыву». Переходя к проблеме «информационного общества», следует отметить, что его часто отождествляют с постиндустриальным, и в целом это допустимо и оправданно. Однако важно понимать, что сам концепт пришел из экономической науки и характеризует в первую очередь новое явление — информационную экономику, где преобладает производство знания и его распространение. Сам концепт «информации» может пониматься по-разному. Так, А. А. Снытникова и Л. В. Туманова отмечают, что информация как благо нематериальное имеет множество разнообразных смысловых оттенков. А. С. Крапивенский склоняется к рассмотрению концепта информации как средства, обеспечивающего возможность адаптации индивида и общества к условиям существования, средства накопления знаний об окружающем мире, на основе которых социальные акторы выбирают линию поведения в целях удовлетворения своих потребностей, реализации доминантных интересов.


Отмечается, что одновременно информация является средством управления человеком, социальными группами, общественными структурами, институтами власти и т. д.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.