Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 6.
МОРАЛЬ И ПРАВО


План


1. Мораль и право в классической философско-правовой традиции.


2. Мораль и право в неклассических онтологических концепциях.


3. Мораль и право в концепциях возрожденного естественного права.


1. Мораль и право в классической философско-правовой традиции


Классические идеи о взаимосвязи права и морали коренятся в древних представлениях о единстве социального и природного порядка. Космос устроен разумно и совершенно. Человек и общество являются частями природы, которым предзаданы естественные законы и цели. Нравственный порядок включается в параметры природных, естественных законов, а нравственная жизнь состоит в том, чтобы жить в соответствии с природными предпосылками. Если законодательство противоречит законам природы, в нем отсутствует моральная юридическая сила. Согласно Аристотелю, «принципы справедливости вечны и неизменны», «всеобщий закон также не меняется», а «писаные законы меняются». Ф. Аквинский считает, что в соответствии с естественным законом всё стремится к реализации заложенных в нем целей. Все живые существа желают блага и избегают зла, стремятся к самосохранению и наилучшей жизни в соответствии с их природным порядком. Человеческий закон будет истинным тогда, когда имеет своей целью общее благо и основан на природе человека.


Вплоть до Нового времени правовой атомизм и правовой холизм различаются как часть и целое, находящиеся в рамках природного (Божественного) единого. Проблема взаимосвязи права и морали как пограничных феноменов, имеющих общие и несходные черты, актуализируется в индивидуалистическом (атомистском) варианте теории естественного права в ХVII–ХVIII вв. Согласно такой теории, индивиды имеют определенные права по природе, не важно — в естественном (догосударственном) или в цивилизованном состоянии. Государство не может отнять у них эти права. Представления обусловленности личной и общественной жизни меняется кардинальным образом. Государство появляется как итог общественного договора, телеологическое объяснение социального порядка уходит в прошлое. В классических теориях естественного права моральность по-прежнему является необходимым условием для законности, потому что сохраняется посылка о природной основе существования человека.


Однако баланс взаимосвязи морали и права уже нарушен, закон и право все более расходятся. Возникают основания для критики законов с точки зрения нравственности, их несправедливости. Итак, в классической традиции проблема взаимосвязи права и морали ставится следующим образом: в чем суть правового и морального регулирования?


Юридический позитивизм. Теория Дж. Остина


В определении природы права не ясны критерии истины оценочных суждений, утверждение «морально приемлемый закон» имеет многомерный смысл. Изъяны классической теории естественного права в этом вопросе как раз и пытаются устранить юридический позитивизм, оставаясь на тех же классических философско-правовых позициях.


Право, установленное человеческими властями, называется позитивным правом. Оно не дано, не найдено, а установлено и должно быть освобождено от противоречивых ценностных суждений. Вне связи с моральными смыслами высвечивается истинная сущность закона как принудительного средства социального контроля. Максимальное разграничение между правом и моралью необходимо для утверждения недобровольного характера требований законодательства. Понятие команды (повеления) становится главным в концепции Дж. Остина.


С философско-правовой точки зрения командная теория права не выглядит абсурдной. Ученый отклоняется от естественной теории права, а не от классических идей. Согласно Остину, команды исходят от суверена, природа которого специально не определяется через нравственные понятия. Суверену «обычно подчиняются» как высшей власти, так объясняется основа социально-правовой жизни. Правовое, по Остину, отличается от неправового «по происхождению». Человек, которому отдали команду, обязан подчиниться приказу. Такая жесткая схема: приказ — санкция, объясняется классическим представлением об однозначной причинно-следственной зависимости.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.