Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 5.
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


План


1. Культурно-цивилизационные аспекты экономической и финансовой деятельности.


2. Социально-философские учения о культурно-цивилизационном развитии общества: история и теория.


3. Философская методология и цивилизационный подход к исследованию культуры, экономики и финансовой деятельности в синхронии и диахронии.


4. Основные закономерности развития «локальных цивилизаций» как культурно-цивилизационных систем.


5. Культура и цивилизации в современном обществе.


1. Культурно-цивилизационные аспекты экономической и финансовой деятельности


Культурно-цивилизационные аспекты экономической и финансовой деятельности предполагают разработку и применение новых методов философского исследования этих областей. В первую очередь это цивилизационно-аксиологический подход к исследованию не общества в целом или динамики развития общественно-экономических формаций (К. Маркс), а конкретных исторических цивилизаций, которые существуют сегодня одновременно в пространстве и во времени. Это предполагает их изучение как «общественных устойчивых систем всех оснований объединения людей, их общностей и культур, опирающихся на преобладающую совокупность технологий, информационных и ценностных отношений».


Подобное понимание конкретных цивилизации, например российской, дает возможность ее глубокого изучения не как государственного или географического образования, а как «культурно-исторического типа», который не ограничен географическими или политическими границами, а имеет единое поле взаимодействия общих технологий, стягивающихся информационных полей и широкой шкалы духовных и материальных ценностей.


Сегодня определение своего места в мире предполагает осмысление не столько всей глобальной цивилизации, сколько одной конкретной культурно-цивилизационной системы, например, российской цивилизации, в ее контактах с другими подобными «локальными» системами. Это позволяет расширить наше понимание окружающего нас реального социального мира, который не совпадает по содержанию и по сущности с понятиями «общественно-экономическая формация», «общество», «государство», «страна», «глобальная цивилизация».


Цивилизационный методологический подход предполагает изучение культуры и экономики как единых взаимодополняющих систем. Вместо широко известного положения о том, что экономика определяет все области человеческого бытия, а человек является «единством общественных отношений», предлагается тот тезис, что культура конкретно-исторического общества является той основой, на базе которой происходят становление и развитие экономической и финансовой систем данного общества. Если культура, ее внутренние составляющие не принимают новых систем, то результаты реформаторских или революционных действий по внедрению новых экономических и финансовых отношений находятся под большим вопросом, и все реформы могут быть сведены к нулю. Исторический опыт показывает, что при формировании отдельных цивилизационных образований их основой становятся культурно-экономические системы, эффективное реформирование которых возможно только в согласии с закономерностями их развития.


Изучение закономерностей культурно-экономических систем является основным смыслом культурно-цивилизационных исследований общества, проводимых не только исследователями культуры, но и экономистами и финансистами. В связи с этим вначале рассмотрим историю культурно-цивилизационных аспектов развития общества.


2. Социально-философские учения о культурно-цивилизационном развитии общества: история и теория


Особое место в развитии философии культуры сыграли теории, изучавшие культуру как часть цивилизационного развития человечества, ее роль в доистории развития человеческих сообществ и саму эпоху цивилизаций, которая начинается в наиболее развитых частях ойкумены (долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ) примерно за 3 тыс. лет до новой эры.


Становление и развитие в конце ХIX в. философии культуры и цивилизациологии положили начало истории как нового типа и способа существования человечества, которого не знала доистория (дикость и варварство), — цивилизации. Образование исторического мира цивилизаций стало новым шагом в развитии принципиально нового культурного человека и человечества. Приметы новой эпохи общеизвестны: земледелие и скотоводство; освоение металла от бронзы и меди до железа; города, государства, письменность.


Определение времени появления из доистории исторических цивилизаций оказалось для мировой науки сложным и кропотливым делом, породившим множество различных точек зрения и вызвавшим разнообразные дискуссии. Одним из родоначальников теории культуры и цивилизации был в XIX в. американский этнограф Льюис Морган, написавший книгу «Древнее общество». Он впервые ввел в общественные науки идею эволюционного цивилизационного развития общества, которое разделил на три эпохи: дикость, варварство, цивилизация.


Значительно раньше, чем Л. Морган, к изучению общества обращается русский ученый-культуролог Н. Я. Данилевский (1823–1885) в книге «Россия и Европа» (1889) Он обосновывает основополагающую концепцию как всех последующих размышлений о единой цивилизации человечества, так и изучения «локальных цивилизаций», развивая идею об аналогии между формами органической жизни и культурой.


Изучая внутренний смысл отношений Европы и России, Данилевский исследует культурную жизнедеятельность других стран и народов. Он полагал, что существует множество цивилизаций, которые все вместе выражают бесконечно богатый гений человечества. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные морфологические ценности и формы, а затем погибает вместе с ними. Русский ученый разделяет все народы на три основные группы: 1) позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации или культурно-исторические типы; 2) негативные творцы истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; 3) народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии. Именно поэтому последние не могут быть созидательной или разрушительной силой в истории.


Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют культурно-исторический тип, если они духовно предрасположены к историческому развитию и прошли стадию детства. Данилевский полагал доказанным историческое существование не менее десяти конкретных цивилизационных образований. Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.