Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 4.
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ МЕНЕДЖМЕНТА


План


1. Управление в культурно-антропологической картине мира: коллективные действия и представления.


2. Взаимодействие субъектов как предпосылка антропологии управления.


3. Мутации управления в сетевом обществе: «общество зрелищ», «общество контроля», «общество риска».


1. Управление в культурно-антропологической картине мира: коллективные действия и представления


С культурно-антропологической точки зрения управление предстает как особого рода знание и умение субъектов истории действовать целенаправленно. Выяснение этих вопросов позволяет понять специфику антропологических аспектов социального управления и определить его место в решении глобальных проблем, стоящих перед современным человечеством.


Единого подхода в основу которого был бы положен какой-либо универсальный «словарь» философской аналитики проблем управления, не существует. Поэтому управление должно рассматриваться социально-философски т. е. как нормативно установленный ансамбль социальных практик, функционально соотнесенных с институциями власти. Однако характерно что для многих социальных образований в первую очередь для архаических, или традиционных, обществ) управление представляет собой синкретическое образование локализация которого проблематична. Архаические нормы права и формы управления неотделимы от религии и экономики традиционных обществ а также от производимого культурой «типа солидарности», или «характера социальной связи». Если в традиционных, или «сегментарных», обществах социальная солидарность основана на полной интеграции индивидуального сознания в коллективно переживаемые акты «магического сопричастия» (что является главным признаком «механической солидарности»), то «организованные» социальные системы основываются на автономии индивидов разделении функций, взаимозависимости и взаимообмене.


Культурно-антропологическое обращение к элементарным формам религиозной жизни выявило генетически-первичные религиозные образования в качестве носителя управляющей функции. Выражая определенные общественные потребности, религия и весь синкретический ценностный комплекс выполняют необходимые общественные функции «первичного управления». Можно подчеркивать сходство между религиозным и гражданским «церемониалом», что позволяет фиксировать внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Путем фетишизации наличных вещей «производится» священное (поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу как реальному объекту культа).


Любая вещь может стать священной — как необычная, так и самая заурядная, следовательно теоретик должен отказаться от любого внесоциального (натуралистического или сверхъестественного истолкования процедур сакрализации. Утверждение «религия есть продукт социальной среды» заключает признание каузального приоритета общества. Как социальный факт религия приводима к другому социальному факту в данном случае относящемуся к социальной морфологии, т. е. строению и интенсивности социального общения. Таким образом социально-онтологические основания всегда предшествуют идеологии и ценностным истолкованиям управления.


Антропологические предпосылки имеет непосредственное отношение к генеалогии управления. Аналогичную форму имеет всякое политическое событие. Тут происходит формирование единого психического склада и типа личности — осуществляется формирование «коллективного бессознательного» социальной группы вне и за пределами которого не может быть социальной организации и управления. Все это дает возможность понять архаическое единство коллективных действий и коллективных представлений в терминах организации — то есть в терминах операций самоуправления, обеспечивающего выживание социального сообщества.


С такой точки зрения организующий ритуал есть резон рассматривать как «первоустановление» культуры — антропосоциогенетическую универсалию. Это побуждает рассматривать человека как существо, преобразованное формирующим воздействием культуры Поэтому для исследования антропологии управления период «культурного детства» человечества должен стать предметом внимания в первую очередь направленного на изучение социальных техник самоорганизации, делающих возможным контроль над аффектами и управление желаниями. Социум является первичным носителем культуры ее «коллективным телом». Только достижение уровня цивилизованности позволяет передать право на владение культурным опытом индивидуальному носителю. Можно сказать так, что антропологическое осмысление управления есть по сути, проблематизация опыта в терминах техники и технологий. Они существуют лишь в производстве. И древнейшие техники относились именно к человеческому телу.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.