Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.09.2016
ISBN: 9785392228645
Язык:
Объем текста: 465 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть I. Философия: единство теории и практики. Лекция 1. Профессиональная картина мира: мировоззренческие основания

Лекция 2. Философия культуры в профессиональной деятельности

Лекция 3. Профессиональная этика и деловой этикет

Лекция 4. Философия экономики: анализ социальной реальности

Лекция 5. Культурно-цивилизационные аспекты профессиональной деятельности

Лекция 6. Философские и социальные проблемы информационного общества

Часть II. Прикладные аспекты практико-ориентированной философии. 2.1. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.01 «Экономика». 38.04.08 «Финансы и кредит». 38.04.09 «Государственный аудит». Лекция 1. Философия собственности: социально-ценностные и теоретические основания

Лекция 2. Философия денег

Лекция 3. Категория «Экономический человек». Профессиональный масштаб деятельности

Лекция 4. Философия налогов: налогообложение как явление социальной жизни и теоретическая проблема

Лекция 5. Теоретические основания современной налоговой культуры

Лекция 6. Логико-философское содержание принципов и категорий финансово-кредитной сферы

2.2. Специальные темы для направлений магистратуры 8.04.02 «Менеджмент». 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление». Лекция 1. Социокультурные и философские основания менеджмента

Лекция 2. Принципы управления в различных типах научной рациональности

Лекция 3. Управление как системная реальность

Лекция 4. Философско-антропологические параметры менеджмента

Лекция 5. Бюрократия как тип социальной организации

Лекция 6. Социально-философские основы отечественной модели управления и ее особенности

2.3. Специальные темы для направлений магистратуры. 38.04.05 «Бизнес-информатика». 01.04.02 «Прикладная математика и информатика». 09.04.03 «Прикладная информатика». Лекция 1. Модели и динамика информационного общества

Лекция 2. Глобальный характер информационного пространства

Лекция 3. Человек в информационном обществе

Лекция 4. Математика как универсальный язык науки

Лекция 5. Философские проблемы прикладной математики

Лекция 6. Философские проблемы системного подхода

2.4. Специальные темы для направлений магистратуры. 39.04.01 «Социология». 41.04.04 «Политология». Лекция 1. Философские основания политической онтологии

Лекция 2. Политическая эпистемология и праксиология

Лекция 3. Человек в системе политических отношений

Лекция 4. Философия геополитики

Лекция 5. Культура и политика: модели взаимодействия

Лекция 6. Экономическое поведение: социокультурные аспекты

2.5. Специальные темы для направления магистратуры. 40.04.01 «Юриспруденция». Лекция 1. Эволюция властной системы общества

Лекция 2. Философско-правовая мысль России ХIХ века

Лекция 3. Онтологические основания правовых учений

Лекция 4. Философско-правовая методология

Лекция 5. Современная западная философия права

Лекция 6. Мораль и право

Словарь основных понятий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Лекция 2.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


План


1. Философия культуры: деятельностно-ценностный аспект.


2. Философия культуры: история и теория.


3. Взаимосвязь культуры, экономики и финансовой деятельности в обществе.


4. Культурно-экономические системы и их значение в жизни общества.


5. Культура и экономика в информационном обществе.


1. Философия культуры: деятельностно-ценностный аспект


В мировой философии исторически сравнительно поздно выделяется новая область — философия культуры. Как позднее в XIX в. в культурологии, предметом философии культуры становится изучение глубинных основ и закономерностей развития культуры как конкретно-исторической системы создания, сохранения, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей.


Термин «культура» (от лат. cultura — обрабатывающий, возделывающий) был введен в научный обиход древнеримским философом, оратором и политическим деятелем Марком Туллием Цицероном (106–43 гг. до н. э.) в 45 г. до н. э. в труде «Тускуланские беседы». В нем Цицерон говорит о культуре как о «культуре ума и сердца» в смысле «возделывания ума», обработки духовных способностей человека.


В настоящее время существует более 300 разнообразных подходов и определений культуры. Каждое из этих определений становится ядром, центром, вокруг которого выстраивается часто философская система взглядов того или иного мыслителя. Так, крупнейший философ и мифолог Д. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» предлагает понимать культуру как природу человека. Это понимание становится исходным методологическим принципом его философско-мифологической концепции мира. В отличие от Д. Фрэзера, З. Фрейд дает психоаналитическое понимание культуры как выражение бессознательного через «оно», а создатели структурализма в философии К. Леви-Стросс и М. Фуко понимают культуру как внутреннюю структуру всего человеческого, превращая ее в основу своей социальной философии. Аналогичные примеры мы находим в формировании социальной философии Ж.-П. Сартра, где экзистенциалистская концепция культуры становится выражением экзистенции человеческого бытия. В философской системе ноосферы В. И. Вернадского этим ядром становится гуманистическое определение культуры будущего. В философских системах С. Лема и Э. Маркаряна понимание культуры деятельности как универсальной технологии по созданию стандартов, норм, традиций и творчески продуктивного начала, понятия порождает деятельностный подход в социальной философии.


Различные определения культуры становятся не только смыслообразующим началом иногда целостной философской системы, но и стимулируют разработку различных методологических подходов для изучения общества и культуры. Следуя этой логике развития философии культуры и не имея возможности опираться на все существующие сегодня философские определения культуры, мы остановимся на деятельностно-ценностном (аксиологическом) понимании культуры, которое позволяет точнее выявить глубинные проблемы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью экономистов и финансистов.


Наиболее философски обоснованно, с нашей точки зрения, понимание культуры как творчески созидательной деятельности по преобразованию природы и общества, результатами которой являются постоянное созидание, пополнение и распределение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил. Это понимание культуры как объекта философского дискурса дополняет первое культурологическое определение культуры как предмета самостоятельной науки — культурологии.


Одно из первых культурологических определений этого общественного явления было предложено английским исследователем Э. Б. Тайлором в книге «Первобытная культура» во второй половине XIX в. Тайлор представляет культуру как «собирательное» понятие, которое «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В этом определении фактически перечисляются и обобщаются все ценности духовной жизни человеческого общества, что далее позволяет соединить всё наколенное знание в области философии культуры в единое целое.


В ХХ в. в круг проблем как философии культуры, так и науки о культуре (культурологии) входят все новые и новые сферы человеческой деятельности. Наиболее тесно культурология взаимодействует с философией, в недрах которой она возникла и развивалась на протяжении многих веков. В то же время она тесно связана с эстетикой, искусствознанием, являясь соединительным звеном между философией и искусствоведческими дисциплинами, включая многие проблемы эстетики. Она выявляет и собирает то общее, что объединяет все области художественного творчества.


Анализ философских проблем духовной культуры невозможен без обращения, например, к физиологии и психологии, которые исследуют механизмы человеческого восприятия. В решении этих проблем большую роль играют данные социологии, семиотики, теории информации. Взаимодействие культурологии и педагогики содействует формированию человека нашего времени, помогая воспитательному процессу. Весьма актуальным становится взаимодействие культурологии и экологии, при котором проблемы сохранения окружающей среды рассматриваются в соответствии с пониманием гуманистического начала в современном мире. Особую роль в этом взаимодействии играет этика как наука об истинности человеческих отношений. Взаимодействие философии культуры и культурологии со смежными науками, сочетание традиционных и новых методов исследования дают возможность по-новому подходить к проблемам человеческой деятельности в культуре и их плодотворному решению.


2. Философия культуры: история и теория


В античной философии понимание культуры отождествлялось с духовностью человека, ярко выраженной в художественном творчестве. Критерии художественности произведений культуры, принципы, на которых должен строиться их анализ, были выдвинуты Аристотелем в «Поэтике». Этот труд, дошедший до нас, к сожалению, в неполном виде, не только обобщал опыт художественной практики античной Греции, но и носил культурно-нормативный характер. Аристотель учил, что произведение искусства может быть осуждено, если его содержание непонятно, противоречит логике, вредно для нравственности и идет вразрез с законами творчества.


Важную роль в наследии древнегреческого философа играет его учение о «мимесисе», то есть подражании. Демокрит и Аристотель рассматривали искусство в культуре как подражание объективной действительности, подчеркивая земной, а не мистический характер художественного творчества. В то же время, с точки зрения античных мыслителей, «мимесис» — не просто копирование. Так, Аристотель подчеркивал свободу выбора художником как объекта, так и средств изображения, особо выделяя роль обобщения в искусстве, «философичность» культуры.


В античности, особенно со времен мыслителей Древнего Рима, философия включала в себя почти все научные проблемы, которые описывались часто словом «культура». Такое положение дел, как утверждает в своих трудах профессор А. Н. Чумаков, сохранялось на протяжении столетий. Этим объясняется, в частности, тот факт, что в средневековых трактатах слово «культура» практически не встречается. Это объясняется в первую очередь теологически ориентированным сознанием средневекового человека, воспринимающего весь мир как творение Бога.



Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.

349
Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Философия Под ред. Чумакова А.Н. Практическая философия. Учебник для магистров экономических вузов

Учебник является оригинальным изданием, по-новому раскрывающим единство теории и практики в процессе философского познания. Он призван сформировать навыки использования философии в профессиональной деятельности, в частности в экономической и других сферах общественной жизни, и является первым опытом подобного рода в отечественной философии. Разработанный опытными преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебник соответствует всем требованиям Министерства образования и науки РФ к изучению курса «Философия в профессиональной деятельности» в высшей школе.<br /> Рекомендуется магистрам, а также аспирантам, преподавателям и всем, кто интересуется практической философией в контексте социально-экономической деятельности.